Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – рецензия
реклама
Оглавление
- Вступление
- Давайте уничтожим этот Метал Гир
- Солдаты анархии
- Мой дом — моя крепость
- Заключение
- «Железо» Патриотов
Жанр |
(с открытым миром) |
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Локализация |
|
Дата выхода |
|
Вступление
Серия Metal Gear впервые показала миру, что тактика скрытности — хорошая альтернатива лобовой атаке, и, что важнее, она не менее увлекательна. С тех пор много воды утекло и патронов с транквилизаторами расстрелялось, но правила жанра оставались неизменными: обнаружение противников, изучение их маршрутов, осторожная ликвидация по одному.
реклама
Новая часть серии решительно плюет на заповеди предшественниц. В нашем обзоре The Phantom Pain вы узнаете, почему отыгрыш призрака — худшее, что может дать игра, и во что в конечном счете переродился знаменитый проект Хидео Кодзимы.
«Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots» (2008)
Давайте уничтожим этот Метал Гир
История Солида Снейка завершилась семь лет назад, в четвертой номерной части. Вместе с ней подвели черту подо всеми сюжетными линиями в недалеком будущем, ответив на все вопросы в весьма запутанном повествовании серии. Одни персонажи обрели долгожданный покой, другие отправились покорять новые горизонты, но суть в том, что все разрешилось: драматично, логично, без лишних намеков.
Создатели The Phantom Pain не стали продолжать уже законченный рассказ, а вернули нас во времена Холодной войны, когда солдат с позывным Нейкед Снейк решил создать собственную армию, которая послужила бы убежищем для военных, отвергнутых правительством своих стран. Произошло это, когда он уже был известным как Big Boss, но еще не основал базу Outer Heaven.
Сюжет саги Metal Gear настолько масштабен и непрост даже в том понимании, кто за что сражается и какие цели на самом деле преследует, что пересказать вкратце хотя бы основы не получится, так что если вас интересует одна из самых знаковых игр современности, посмотрите на YouTube несколько роликов об истории серии и краткий пересказ событий. По-другому никак, честное слово.
реклама
Для тех же, кто начал читать этот рассказ, но все еще не понял, зачем это делает, отмечу лишь пару моментов. Метал Гиры — это огромные боевые роботы, оружие будущего, которым Нейкед Снейк (Big Boss) и его сын-клон Солид противостоят почти во всех частях серии. Хронологически же игра продолжает события портативного ответвления Peace Walker и совсем недавней Ground Zeroes.
В концовке предыстории к пятой части, если помните, все закончилось плохо: базу «Армии без границ» атаковала таинственная организация «Шифр», возглавляемая неким Черепом, а Снейк получил серьезные ранения в результате крушения вертолета. Главный герой приходит в себя уже в небольшой больнице на Кипре, и, как выясняется позже, спустя девять лет пребывания в коме.
Восстановиться в комфортной обстановке бойцу-легенде не дадут, ведь оказывается, что он стал врагом практически для всего мира, и команда зачистки уже на пороге. Даже если бы мне хотелось проспойлерить события пролога, это едва ли бы удалось, ведь история подается в фирменном стиле Кодзимы, где поначалу неясно ничего. Отмечу лишь, что герой сбегает не без помощи старых друзей.
После насыщенного вступления Снейк узнает, что оказался у разбитого корыта: прежняя база полностью уничтожена «Шифром», а немногие выжившие после того нападения разбрелись по миру, перейдя в глубокое подполье. Единственный шанс противостоять недоброжелателям и отомстить за потерянные годы жизни — обустроить новое убежище, вернуть в строй старых бойцов и завербовать новых.
Развитию главной базы в составе организации Diamond Dogs и посвящена если не вся, то большая часть The Phantom Pain. Некоторые вылазки и вовсе не двигают сюжет никуда, а направлены лишь на то, чтобы привлечь в штаб специалиста или заработать денег на исследование новых видов экипировки и вооружения, причем речь не только о побочных заданиях, но и львиной доле основных.
Любителей режиссерского таланта Хидео мне есть чем как порадовать, так и расстроить. С одной стороны, в игре есть все, за что игроки так полюбили предыдущие части Metal Gear (кроме разговоров по кодеку, разве что), с другой, можно состариться, пытаясь добраться до всего этого, ведь «домоводство» — занятие принудительное: однажды вас могут просто не пустить на задание, пока должным образом не прокачаете базу.
Еще один неоднозначный момент в огромной продолжительности. Чтобы просто бежать вперед и не оглядываться, забив на большую часть побочных поручений, вам понадобится часов пятьдесят, а вдумчивое прохождение займет раза в три больше. И это похвально… было бы, но далеко не все миссии вращают шестеренки сюжета, а игровой процесс при этом частенько скатывается в рутину.
Если сравнить повествование The Phantom Pain с предшественницами, то оно не такое запутанное, как в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, и не такое драматичное, как в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, да и вообще, здешний сюжет получился на удивление однозначным: есть ярко выраженные злодеи, есть очевидно положительные персонажи, хоть концовка все же преподнесет несколько сюрпризов.
Впрочем, это отнюдь не недостаток. Нам уже известна судьба Босса, чем закончатся истории его приближенных, Миллера и Оцелота, поэтому остается поблагодарить создателей игры за то, что они не стали перезапускать серию, придумывая что-то новое наперекор старому ради аховых поворотов, а лишь рассказали о неизвестном ранее отрезке времени, дополнив биографии культовых для серии персонажей.
Солдаты анархии
реклама
Тринадцать лет назад вышла замечательная тактика в реальном времени — одна из тех игр, что получают отметку «Шедевр» вообще без каких-либо вопросов и рассуждений. В ней мы управляли небольшим отрядом, скрытно пробирались на вражеские позиции, воровали припасы, минировали дороги и захватывали боевую технику, по возможности устраняя все сопротивление без потерь с собственной стороны.
Между операциями коротали время на базе, где можно было вылечить раненых, починить технику и путем бартера выменять новое оружие, снаряды, припасы и даже транспорт. Все накопленное добро переходило в следующие миссии, что подталкивало к очень аккуратному и вдумчивому прохождению.
Пятая Metal Gear Solid предлагает те же возможности, и местами даже большие, только с видом от третьего лица, что само по себе позволяет визжать от радости. Нам доступны огромные открытые пространства с аванпостами и базами разной степени защищенности, куда можно проникнуть самыми разными способами, с любого направления, используя различные средства, тактики и приемы.
Вы скажете, не может быть все настолько хорошо. Да, не может. Арсенал Снейка зависит от уровня развития базы, а значит, первую треть игры, желая отыгрывать пацифиста, будете ползать на брюхе, прятаться в картонных коробках, оглушать врагов захватом в ближнем бою или транквилизаторами из пистолета со скоропортящимся глушителем. Это было бы не страшно и не скучно, если бы счет захваченных аванпостов и баз в игре не шел на десятки, а то и на сотни, даже если не брать во внимание побочные миссии.
Но самым противоречивым нововведением The Phantom Pain стал открытый мир. Во-первых, он избыточно большой и пустой, занимаемый горами и пустынями, где помимо вражеских укреплений нет вообще ничего интересного. Во-вторых, он не очень-то и открытый: сюжетные миссии ограничены «зоной выполнения задания», а они порой начерчены так, что у вас не остается места для маневра.
В режиме свободного исследования, где можно выполнять побочные квесты, искусственных ограничений нет, а сам мир, не считая главной базы Diamond Dogs на Сейшелах, состоит из двух крупных зон — Афганистана и Африки. С учетом того, что между ключевыми точками мы только и делаем, что бегаем или скачем на лошади, лучше бы разработчики вложили средства не в масштабы окружения, а в его наполнение.
По мере прохождения игры способов ведения войны у Снейка становится больше, а вместе с этим возрастает и интерес даже к банальной зачистке базы. Появились заряды С4? Подорвем с их помощью центр связи, чтобы противник не смог запросить подкрепления. Доступна винтовка с транквилизаторами? Усыпим весь гарнизон врага на расстоянии (главное, менять позицию после каждого выстрела, не давая себя обнаружить).
Приятно, что игра подталкивает к постоянному изобретению новых тактик, поскольку враги приспосабливаются к вашей манере боя. Если часто ликвидировать оппонентов выстрелами в голову, те станут носить каски, а если ваш стиль заключается в скрытном проникновении на базу под покровом ночи (в игре реализована смена времени суток), противник сообразит вооружиться фонариком и даже ПНВ.
Искусственный интеллект — это вообще одно из главных достояний Metal Gear Solid V. Таких сообразительных врагов еще не было, наверное, ни в одной игре с акцентом на скрытность. Они замечают героя метров за семьдесят, сообщают сослуживцам по рации, когда обнаруживают что-то подозрительное, слышат звуки взрывов или выстрелов, могут расстрелять картонную коробку, если Снейк в ней пошевелился.
Иногда виртуальные мозги недругов все же дают сбой, но это редкие случаи, которые несомненно бывают, но не настолько часто, чтобы стать нормой. К примеру, однажды я схватил солдата за шею и уже начал его душить, как вдруг рядом украдкой прошел второй, остановившись в паре метров, где предположительно в последний раз видели Босса. За свою слепоту он, конечно же, поплатился.
Вернемся к теме новшеств в жанре. Все с ног на голову перевернула система эвакуации «Фултон». Теперь не надо прятать тела спящих и оглушенных врагов, опасаясь, что однажды они очнутся: прикрепили к ним маленький парашют и стремительным рывком отправили в небеса, где их на огромной высоте подхватывает грузовой самолет и забирает на базу, а там уже они вербуются в Diamond Dogs.
Самое забавное, что «отфултонить» можно все, что не прибито к полу: стационарное оружие, диких животных, пленников, транспорт и бронетехнику. Только представьте: вы подкрадываетесь к тяжелому танку и в пару щелчков без лишнего шума отправляете его авиапочтой на свою базу! Вот его экипаж удивится, а? Недостаток у этой системы один: возможность эвакуировать технику появляется далеко не сразу.
Еще одним заметным нововведением стали напарники. Изначально из них доступна только лошадь, но позже сможем вызывать пса и даже девушку — снайпершу Молчунью, а не ту, о которой вы наверняка подумали. У каждого свой набор умений: скакун упрощает перемещение на большие дистанции, а верный пес может учуять и промаркировать на карте врагов, местную живность и лекарственные растения.
Командная работа укрепляет связь Снейка с компаньоном, что позволяет отдавать ему новые команды. В случае с Молчуньей лояльность позволяет еще и улучшать ей снаряжение. Карту в виде снайперской винтовки с глушителем, стреляющую транквилизаторами, противнику просто нечем будет крыть.
Мой дом — моя крепость
Босс всегда был отличным оперативником, выполняющим чужие приказы, но теперь сам стал командиром, и на его плечи легла забота о благосостоянии организации Diamond Dogs и ее огромной военной базы, расположенной посреди Индийского океана. Отныне это новый дом, и его нужно развивать и защищать, чтобы тот не повторил судьбу предшественника, сгинувшего в пучине бескрайних вод девять лет назад.
Главная база — это станция воистину монструозных масштабов, и на ее полное изучение уйдет от нескольких часов до суток, в зависимости от количества построенных платформ. В это место можно всегда вернуться после задания, чтобы принять душ, послушать сплетни новобранцев, потренироваться в стрельбе и испытать определенную гордость, когда вам при встрече отдают честь.
Управляется штаб удаленно, с помощью портативного устройства iDroid. Эта штуковина служит Снейку не только тактической картой, журналом заданий и mp3-плеером, но и позволяет отдавать приказы на постройку новых платформ, разработку и улучшение оружия, экипировки и различных приспособлений.
Заказывать изобретения можно прямо лежа в кустах рядом с бдящим отрядом вражеских часовых — за дополнительную плату вам огранизуют срочный сброс ресурсов, а если хорошо прицелиться, выбирая место доставки, посылка отправит в нокаут зазевавшегося вояку (честная физика, да). Там же можно запросить припасы, вызвать артобстрел или поддержку с воздуха, но это плохо сказывается на рейтинге, так что если желаете пройти все задания на пятерку (рейтинг S), научитесь обходиться без помощи штаба.
Самое муторное, но в какой-то мере и увлекательное занятие, связанное с развитием базы — вербовка персонала. Ее принцип вам уже знаком (кулак -> башка -> парашют -> у-и-и-и-и-и!), но помимо этого важно еще и понимать, кто принесет пользу, усилив команду ценными навыками, а кто станет обузой, разлагая атмосферу в коллективе и провоцируя сослуживцев на драку.
Рекруты автоматически распределяются между отделами (поддержка, разведка и другие) относительно своих способностей, что повышает уровень подразделения и позволяет заказывать новые разработки, вызывать тот же артобстрел, отображать ресурсы и предполагаемое расположение врагов на карте. Людей можно тасовать и вручную, чтобы быстрее добраться до желанного улучшения, но обычно в этом нет необходимости.
Поначалу с селекцией можно не заморачиваться: мест полно, рук не хватает, поэтому даже вчерашние призывники сгодятся, но вскоре база переполнится, а ресурсов на своевременное расширение будет не хватать. Чтобы не тратить время на отсеивание недостойных, сразу смотрите на уровень умений бойцов, тем более что усовершенствованный бинокль позволяет это сделать.
Некоторые солдаты обладают уникальными навыками. Обычно такой боец просто дает небольшой прирост к уровню отдела, если его посадить работать «по специальности», но у других таланты и вовсе открывают доступ к особым функциям. Например, вы не сможете эвакуировать тяжелую технику, пока не завербуете логистика, а чтобы допрашивать иностранных солдат, понадобится переводчик.
Среди прочих выделяется боевой отдел. После его обустройства вы сможете отправлять рекрутов на внешние задания, будь то охрана важной персоны, диверсия или банальный сбор трав. В награду за это получите деньги, ресурсы, а иногда даже новобранцев, но стоит следить за тем, чтобы миссия оказалась посильной, иначе кто-то из отряда рискует не вернуться домой живым.
Вообще, с финансами и сырьем в игре нет проблем, даже если не усердствовать на фронте необязательных заданий, да и обанкротиться, загнав организацию в долги, здесь практически нереально. Возможно, этот вопрос станет острее, когда наберет обороты сетевая составляющая, но пока возможность нападать на базы других игроков или отключена, или до нее попросту мало кто докачался.
Заключение
Такому проекту сложно вынести справедливый вердикт, осмотрев его в бешеном темпе всего за одну неделю. В The Phantom Pain можно наиграть сотню часов, а затем удивиться, выяснив, что картонная коробка размокает и разваливается во время проливного дождя или найти пасхалки, отсылающие к персонажам из прошлого и будущего, которые круто изменят само настроение и восприятие происходящего.
Игра получилась неоднозначной. За время прохождения я успел и полюбить ее за невиданную ранее свободу и обилие возможностей, и возненавидеть за огромное количество однотипных миссий, где даже в ходе основного сюжета под разными предлогами предлагалась повторная зачистка одних и тех же мест. Но очевидно одно: это новое слово в жанре и Metal Gear Solid V нельзя пропускать решительно никому.
Вердикт: самый масштабный проект Хидео Кодзимы получился бы лучше, если бы не был таким масштабным, и все же японскому гению не удалось лишь одно — оставить к игре равнодушным.
Оценка: 9.3 («Великолепно»).
Выражаем благодарность:
- Компании Nvidia за предоставленный для игры ключ.
- Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – тестирование производительности
Сводное тестирование тридцати одной видеокарты (в том числе последних новинок) и сорока пяти процессоров в паре разрешений и двух режимах работы. - Обсуждение игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain на конференции Overclockers.ru.
«Железо» Патриотов
Пока любимый всеми вами Phoenix заканчивает тесты игры, напишу о производительности лишь пару слов. На конфигурации с GeForce GTX 770 и AMD FX-6300 игра работала идеально в Full HD при максимальных настройках, кроме традиционно отключенного размытия в движении и глубины резкости, а счетчик FPS стабильно держал 60 кадров в секунду. Проблемы с запуском наблюдались у владельцев процессоров Phenom, но это упущение исправили в первом же срочном обновлении.
Если копнуть глубже в вопросе проблем ПК-версии, то на первый план выходит управление. В меню традиционно для игр Konami отсутствует поддержка мыши (и не говорите, что эта фирменная фишка такая!), а чтобы посмотреть через прицел оружия, нужно зачем-то зажимать две кнопки, а не одну. Непривычно, что герой автоматически прилипает к укрытию, а не по команде. Впрочем, последние два пункта актуальны и для консолей.
Забавный конфуз произошел с розничной версией. В нее во всем мире не доложили дистрибутив игры. На дисках игроки обнаружили только установщик Steam, а саму Metal Gear Solid V: The Phantom Pain размером 20 гигабайт предлагалось скачивать из интернета. Самое смешное в этой ситуации, что клиент Steam тоже по большей своей части скачивается с сети.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила