Учимся выбирать монитор, интерпретировать результаты тестов и не совершать ошибок (страница 6)
реклама
Основные ошибки и заблуждения, что не стоит делать
Воспользовавшись указанными в статьях настройками, говорить о том, как ярко/темно, о неправильной цветовой температуре и неразличимости крайних темных оттенков
По ходу работы мне часто приходится читать различные форумы, ветки обсуждения различных мониторов и все, что с этим связано. Нередко встречаются пользователи, установившие для своего новоприобретенного дисплея настройки («рекомендуемые в статье на Overclockers.ru» или другом сайте) и жалующиеся на то, какой непривычной, неправильной и бледной стала картинка на экране. Пропадает всякая различимость темных оттенков, оттенки серого окрашиваются в тот или иной паразитный оттенок, и вообще все не так.
Всегда удивляюсь и задаю себе один вопрос – «Где я порекомендовал эти настройки?»
реклама
Существует несколько подходов к настройке монитора. В одном случае ради достижения большей равномерности градиентов можно понизить уровень Contrast в OSD меню с приведением гамма-кривых к «референсу» в 2.2. Другой вариант – сохранить изначально большой коэффициент контрастности и забить на качество градиентов.
Существуют и другие случаи, но дело не в этом, а вот в чем – все указанные настройки получены на конкретном экземпляре монитора, с подходом к настройке по «автору статьи», с приведением яркости до уровня 100 нит (величина, используемая еще с материалов 2009 года) и точки белого к 6500K. Никто их никогда в жизни не рекомендовал. Зачастую многие мониторы после этой процедуры не отличаются высокой точностью цветопередачи, приходится вводить правки в LUT видеокарты – производить полноценную калибровку.
А что у вас? Взяли настройки от совершенно другого экземпляра, установили яркость, которая оказалась высокой или, наоборот, низкой для ваших рабочих условий, новые цифры RGB Gain привели к непонятно какой цветовой температуре точки белого, никак не связанной с вашим «неправильным для работы» внешним освещением. В итоге настройка вышла не пойми какой, а финальных правок у вас и вовсе нет, поскольку нет профиля. Отсюда вопрос – «И был ли во всем этом смысл?»
Искать цветовые профили с LUT правками на просторах интернета и оставлять просьбы выкладывать оные в статьях на Overclockers.ru.
Скажу сразу – цветовые профили в наших статьях не появлялись, не появляются и не будут появляться, поскольку, по моему глубокому убеждению – это обман самого себя. Вам кажется, что вот она – идеальная цветопередача. Но на самом деле это далеко от правды.
Некоторые причины были расписаны выше, а более подробно вопрос был раскрыт еще в начале 2012 года в соответствующей статье.
реклама
Что касается поисков цветовых профилей на других ресурсах, то здесь мое мнение никак не отличается. Это бесполезная трата времени. Вам с большой вероятностью не подойдут даже указанные там настройки, не говоря уже про сам профиль с правками в LUT видеокарты. Хотите получить непонятно что и верить в то, что стало лучше – дерзайте. Дело ваше.
В NEC, EIZO, Dell и прочих компаниях используют свои собственные матрицы.
В головах многих покупателей до сих пор путаница. Бытует мнение о существовании собственных матриц у крупных производителей мониторов. В особенности у тех, кто занимается выпуском профессиональных моделей. Так вот, это большое заблуждение!
Весь рынок матриц поделен между несколькими компаниями: LG Display, Samsung, Chimei Innolux (CMO), AU Optronics (AUO) и Sharp. Последняя, правда, представлена единицами панелей на рынке, которые очень сложно встретить в современных устройствах (настольных мониторах). Ни Apple, ни NEC, ни Dell и EIZO не производят собственных матриц и свободно пользуются тем, что предлагают специализированные производители.
Попытки настроить и откалибровать монитор через интернет (онлайн)
Удивительно, но с подобными просьбами мне довелось встретиться не раз и не два. Подключиться к вашему компьютеру и удаленно настроить монитор – современные технологии не дошли до этого уровня, и сомневаюсь, что в ближайшие десять лет это будет возможным, особенно если у вас не будет специальных измерительных приборов.
При их наличии задача видится более выполнимой. Но тогда есть ли смысл делать это через интернет?
Думать, что все экземпляры мониторов настроены одинаково.
Установленные параметры в меню дисплеев (в том числе Service Menu) могут совпадать, но полученные результаты в ходе измерений будут разными. Иногда – очень разными. Это зависит от партии матриц, ревизии и прошивки. Спустя год после начала производства кто-то из производителей забывает о своих заявлениях о полноценной заводской калибровке, другие, напротив – выводят качество настройки старых моделей на новый качественный уровень.
Мне пришлось столкнуться с подобным на примере пяти экземпляров ASUS PB248Q, последние из которых были настроены идеально (за исключением стандартной яркости), чего не наблюдалось за тестовым образцом в мае 2013 года. В основной же массе случаев от партии к партии результаты могут «плавать».
На тестах различимости крайних темных оттенков первые два (три, четыре) сливаются в одну черную кашу, что говорит о низкой точности цветопередачи.
Еще одно заблуждение. Необходимо понимать, что весь диапазон составляет 0-255. Если на десятом оттенке вы получите светло-серый, то это будет тоже далеко от правды. Существуют определенные допуски. Светлота темных оттенков должна нарастать плавно. Если при низкой яркости подсветки в дневное время суток вы не видите разницы между четвертым и пятым, ничего страшного. Это норма. Вы начинаете их различать ближе к вечеру или вовсе ночью (без дополнительных изменений параметров OSD Menu), здесь все правильно. Цветовую адаптацию еще никто не отменял.
Говоря более предметно – неразличимость или еле осязаемая (на уровне подсознания) различимость первых трех-пяти темных оттенков полностью допускается. В таком случае не стоит искать проблемы в своем мониторе. Продолжайте работать за ним дальше. Если же первые десять оттенков – сплошной черный при любом внешнем освещении и настройках монитора, проблемы есть и решаются они только в ходе калибровки и правок LUT видеокарты.
реклама
Если заболела голова (или глаза), идти на форум и писать о никудышности монитора.
В этом случае стоит успокоиться, дать своему организму адаптироваться к новому дисплею, задуматься о рабочих условиях и дополнительной настройке экрана.
Основное же, что стоит осознавать – ваши индивидуальные физиологические особенности никак не коррелируются с качеством монитора и его безопасности для здоровья! Что? При работе за вашим старым «другом» такого не наблюдается? Конечно. Вы же проработали за ним добрую пару лет.
Полагать, что за монитором с ШИМ и КЭ невозможно работать.
Делать это, как минимум, глупо. Многие из моих клиентов, обращающихся за калибровкой, даже не знают и не догадываются, что это такое. Когда я им рассказываю о существовании подобного и интересуюсь о нагрузке на глаза, они делают круглые глаза и удивляются. Очевидно, что подавляющее большинство нынешних пользователей и будущих покупателей ЖК дисплеев не догадываются о существовании этих двух терминов. И да – работают они за дисплеями, не зная бед.
Жаловаться и говорить, какие плохие мониторы сейчас выпускают.
То, что вам не повезло с одним или парой экземпляров, у вас слишком завышенные требования/запросы или не хватает денег не приобретение чего-то более достойного – все это ваши личные проблемы.
Перебрали десять штук и у каждого несколько битых пикселей? Да вы «везунчик». За время тестирования из почти двухсот моделей лишь около 10% из них приходили с битыми пикселями или они появлялись в ходе двух-трех дней работы. И уверяю – экземпляры никто специально не подбирал.
В каждой сфере можно найти качественные и низкокачественные продукты. Мониторы не исключение. У ASUS, Dell, LG, Samsung и других случаются промахи, а в ассортименте встречаются, как откровенно недоработанные или непродуманные модели, так и отличные решения за свои деньги. Найти их несложно. Главное – правильно подойти к выбору оптимальной для себя модели.
Для работы с цветом (фотографией) подходят только профессиональные модели известных всем фирм (NEC, EIZO).
Это одно из глубочайших заблуждений. Практически никто из людей, уверовавших в это, не может четко сформулировать причины и сказать больше, чем – «Ну на то они профессиональные и дорогие».
В действительности в такие модели устанавливаются точно такие же матрицы, которые мы с вами можем встретить в устройствах с ценником в несколько раз (!) ниже.
Хороший пример – дорогой монитор Apple Cinema Display с диагональю 27 дюймов и разрешением 2560 x 1440 пикселей стоимостью в 35 тысяч рублей. За вдвое меньшие деньги можно взять «топовый» корейский Crossover с точно такой же матрицей, в схожем корпусе и с теми же ограниченными возможностями и не самой точной заводской настройкой. И если у устройства Apple ее можно поправить только за счет заметных правок в LUT, то у «корейца» есть полноценное меню, позволяющее снизить отрицательный эффект калибровки на качество градиентов.
Можно привести в пример и мониторы NEC, как со стандартной W-LED подсветкой, так и с GB-LED. Точно такие же матрицы вы встретите в устройствах ASUS, Dell, HP и даже Iiyama. Разница в ценнике между ними и NEC серий «P» и «PA» составляет от 10 тысяч рублей (в лучшем случае) до 30-35 тысяч. За что же идет переплата? За другую электронную начинку и продвинутые возможности, которые нужны лишь хорошо разбирающимся пользователям.
Естественно, я не позабыл про идеально работающую систему компенсации неравномерности подсветки и доступ ко встроенному LUT. Но позвольте – подобное первому теперь есть и у других брендов (пусть и не столь качественно работающее), а второе можно найти и в дешевых (до 10 тысяч рублей) моделях LG. Что касается равномерности подсветки на черном, то пока никто не смог совладать с качеством изготовления современных IPS матриц LG Display.
«А как же с точностью заводской настройки?» – спросите вы. Тут и вправду все сложнее, однако некоторые из профессиональных моделей порой не демонстрируют результаты, близкие к «референсам». Их тоже приходится настраивать, искать подходящие значения параметров. Потраченная пара десятков тысяч рублей вовсе не значит, что вы получите полностью готовое устройство для работы с цветом. К тому же доподлинно известно – идеально настроенные мониторы встречаются даже в классе «ширпотреба». Так что задумайтесь – «А стоит ли переплачивать в вашем случае?»
Ставить рядом устройства с разными типами подсветок и сравнивать их между собой.
Бессмысленная и неудачная затея. Наши с вами глаза могут в один момент адаптироваться только к одному спектру свечения, а он у двух устройств с разным типом подсветки сильно различается. Таким образом, даже если вы установите на каждом мониторе одинаковую цветовую температуру и яркость, то при прямом сравнении изображение на них будет сильно отличаться.
Пытаться убедить себя и других в том, что купленный новый монитор показывает хуже вашего старого доброго с CCFL (как пример).
Если у вас есть приборы и вы можете доказать это не на словах, а на конкретных цифрах, графиках и диаграммах, то, пожалуй, это хорошая тема для дискуссии. Все остальное – ваше личное впечатление, основанное на опыте работы со старым монитором «A» в течение нескольких последних лет (естественно, вы давно привыкли к его картинке) и дальнейшем сравнении его с купленным дисплеем «Б».
Выше уже пояснялось, что нельзя ставить рядом два устройства с разным типом подсветки и сравнивать их между собой. Это не приведет ни к чему хорошему. К какому источнику подсветки адаптируются ваши глаза – никто не знает. Адекватно и объективно воспринимать общую картинку при таких обстоятельствах невозможно.
Уберите со стола своего «динозавра» и дайте организму адаптироваться к новому. Через некоторое время все встанет на свои места, а в будущем вы будете хвалить его на фоне очередной покупки.
Чем выше коэффициент контрастности, тем контрастнее/насыщеннее картинка на экране.
Абсолютная неправда. Доказательство этого было представлено в обзоре профессионального монитора NEC PA271W с возможностью регулировки глубины черного. Почитайте и распространяйте эту ссылку дальше. А то уже и вправду надоело везде читать что-то типа: «У этого монитора коэффициент контрастности 770:1, а у другого 1085:1. Куплю второй, а то у первого картинка хуже, не такая контрастная».
Агитировать не покупать современные дисплеи, чтобы производители услышали нас и стали выпускать что-то более достойное.
Бесполезная трата времени. Пользователей конференций, обсуждающих мониторы по всему миру, наверное, можно насчитать пару десятков тысяч. При этом ежегодно на протяжении многих лет продается несколько миллионов LCD дисплеев. Все наши причитания в сторону «таких-сяких» производителей не делают никакой погоды.
Тот же отказ от ШИМ, произошедший за последний год, всего лишь еще одна возможность выпустить новые модели или обновить старые и подставить в их техническое описание «новую и современную» технологию.
Снижать яркость и регулировать контрастность и прочее через драйвер видеокарты.
Если вас совершенно не волнует хоть сколько-нибудь точная и достоверная цветопередача, флаг вам в руки, регулируйте все, что захотите. Но если вдруг вам кажется, что изменение яркости или контрастности через драйвер видеокарты ничем не отличается от похожих регуляторов в OSD Menu монитора, смею вас огорчить – отличается, причем сильно!
На картинке выше представлены стандартные настройки драйвера видеокарты NVIDIA. В таком положении LUT таблица GPU обходится без каких-либо изменений.
Зависимость линейная. Все, как и должно быть при отсутствии профиля с правками.
Вот так выглядят изменения исходящего сигнала в случае с неудачным с точки зрения заводской настройки монитора BenQ FP241W после проведенной калибровки и создания профиля с правками LUT. Можно видеть, как сильно поднята точка черного и другие серьезные изменения. Цветовой диапазон сузился, но не сильно. Градиенты пострадали, но терпимо.
И вот представим ситуацию – минимальная яркость монитора оказывается для вас большой. Хочется сделать ниже и не потерять высокий коэффициент контрастности. Вы залезаете в драйвер, выставляете «Управление вручную» и снижаете значение яркости. В этот момент сбрасывается любой цветовой профиль, установленный в системе, а график LUT видеокарты приобретает совсем иной вид.
Темные оттенки от нуля до двадцати (полный диапазон 0-255) стали сливаться в сплошной черный, а пара десятков светлых слилась в единую серую кашу. Белый пропал, нагрузка на глаза снизилась. Точность цветопередачи на нуле и хуже той, которую вы сможете получить на самом плохом мониторе, который вы найдете на этой планете.
«Изображение не контрастное, а настройки в OSD Menu монитора не спасают» – говорите вы и идете увеличить значение параметра «Контраст» через драйвер видеокарты. Все происходит, как вы и заказывали – визуальный контраст увеличивается, однако точность цветопередачи снова оказывается на нуле. Темные оттенки сливаются в сплошной черный, а светлые превращаются в сплошной белый. И кого это устроит?
Регулировка гаммы – инструмент не столь опасный. Если у вас нет измерительных приборов (колориметра, спектрофотометра), у монитора цветовые каналы на гамма-кривых проходят вплотную друг к другу, и вы знаете какую примерно коррекцию стоит произвести – действуйте. Точность такого метода крайне низка, но такого ужаса, как при изменении параметров «Яркость» и «Контрастность» вы не сотворите.
Если вдруг появится желание изменить что-то еще в дополнении к «Гамма» – не стоит. Примеры того, что может выйти, представлены выше. Правка цветовых каналов по отдельности – это и вовсе для «чудиков».
Как итог, советую отказаться от всех подобных затей, подобрать для себя наиболее подходящий монитор и не пытаться сделать из него «конфетку» через драйвер видеокарты.
Заключение
Данная статья заканчивает цикл теоретических материалов по мониторам. После нее, я очень на это надеюсь, вопросов в выборе подходящей именно вам модели станет значительно меньше или они исчезнут вовсе. Все предпосылки к этому есть.
Не сомневаюсь, что некоторые моменты могли быть упущены, а какие-то значимые вопросы при написании ответов, даче советов и общем «разборе полетов» остались раскрыты не полностью. Но если брать в целом, то полезной для многих информации в двух последних статьях достаточное количество. Вы сможете почерпнуть что-то новое, обдумать это, а также рассказать друзьям и знакомым.
Кого-то эта статья может, наоборот, запутать, но тут уж извините. Я не сторонник безумного упрощения и считаю, что если вас интересует качественная, подходящая именно вам вещь (в данном случае – монитор), то необходимо потратить свое время и силы на изучение теории. Тут нет высшей математики, физики, химии и биологии. Понять написанное может каждый. «Я гуманитарий» и «Я школьник» – это не играет никакой роли. Подойдите к вопросу выбора серьезно.
Ниже приведен рубрикатор мониторов, протестированных за все время существования соответствующего раздела в лаборатории Overclockers.ru. В нем все модели рассортированы по диагонали, соотношению сторон и типу матрицы. Для некоторых указаны основные отличительные особенности. Этого достаточно для того, чтобы после принятия советов по «правильному подходу в выборе монитора», определиться с парой равнозначных моделей одного класса и углубиться в их изучение. Найденные по ходу чтения обзоров достоинства и недостатки помогут сделать окончательное решение.
Но если вдруг все написанное в двух вспомогательных теоретических материалах не поможет подобрать вам идеальный для себя дисплей, есть одно предложение – подождать ближайших статей с подборкой лучших представителей разных классов мониторов. Удачи в правильном выборе!
Рубрикатор протестированных мониторов (начало 2009 – середина 2014 года)
15.6-18.5 дюймов (16:9)
21.5 дюймов (16:9)
23-23.8 дюймов (16:9)
24 дюйма (16:9)
24 дюйма (16:10)
27 дюймов (16:9, Full HD)
27 дюймов (16:9, WQHD)
28 дюймов (16:9)
29 дюймов (21:9)
30 дюймов (16:10)
31.5 дюйма (16:9)
34 дюйма (21:9)
Определение терминов и сокращений
- WCG – Wide Color Gamut (расширенный цветовой охват);
- CCFL – Cold Cathode Fluorescent Lamp (лампа с холодным катодом, ламповая подсветка);
- LB – LightBoost – технология изначально призванная увеличить яркость при выводе стереоизображения (3D), которая сейчас используется для многократного увеличения плавности картинки в 2D и приведения ее к уровню CRT мониторов;
- Game – монитор с возможностью установки частоты вертикальной развертки в 120-144 Гц;
- 3D – монитор с поддержкой вывода стереоизображения (в том числе при использовании специальных очков);
- 4K – монитор с нативной поддержкой разрешения 3840 x 2160 пикселей;
- Glossy – глянцевая или приближенная к ней поверхность экрана/матрицы;
- Glass – использование защитного покрытия из стекла (в некоторых случаях из пластика);
- Ambiglow – технология внешней светодиодной подсветки компании Philips;
- TV Tuner – встроенный ТВ тюнер.
реклама
Страницы материала
Теги
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила