World of Warplanes: рецензия
реклама
Оглавление
- Вступление
- Для тех, кто в танке
- Тактическое превосходство
- Все на дно!
- Заключение
- Тест производительности
Вступление
Рожденный ползать летать не может — этим афоризмом вооружились все, кто не верил в успех «Самолётов» студии Wargaming. Три года назад белорусские разработчики выпустили World of Tanks — симулятор техники, аналогов которого не было во всем мире. Славянские «Танки», как в свое время Counter-Strike и World of Warcraft, прочно заняли свою нишу, позволив нам по-новому взглянуть на командные сетевые баталии.
Завоевав сердца любителей наземных сражений, создатели WoT решили побороться за господство в воздухе и на море, и если боевые корабли еще находятся в строительных доках, то самолеты уже готовы к старту на взлетной полосе. Летная ли сейчас погода для нового проекта Wargaming? В этот раз ситуация неоднозначная, ведь за пьедестал в жанре асам еще предстоит побороться.
— А почему полетели?
— Проигрывать тоже не люблю.
х/ф «Крепкий орешек 2» (1990)
реклама
Для тех, кто в танке
Феноменом World of Tanks была уникальная система маскировки и бронепробития. Хотите победить? Найдите врага, демаскируйте его позиции, чтобы команда смогла по нему отработать. Хотите записать «фраг» на свой счет? Стреляйте по уязвимым местам, пробивая броню. Здесь не выйдет, как в Counter-Strike, сыграть только на реакции — ваши возможности стеснены временем перезарядки, скоростью и обзором.
Именно такой, чуть замедленный геймплей и стал одной из главных причин успеха. Если в шутерах вас часто убивают из-за высокого пинга, на тесных уровнях творится сущий хаос, то в «Танках» ценится позиционная война, знание карт и характеристик техники. На советском КВ-1 можно прямо-таки жить под огнем, в одиночку продавливая направление, или оборонять фланг — попробуй-ка, пробей броню такому мастодонту.
Какая связь между белорусскими «Танками» и «Самолетами»? Без шуток — это аудитория. В World of Warplanes летают преимущественно танкисты, что привносит в игру свою изюминку. В боевом чате вы часто увидите шутливые фразы в духе «куда пробивать Ил-2?», «не берите базу, добьем!», «свечу по центру», сравнение штурмовиков с артиллерией, а тяжелых истребителей с ПТ-САУ.
Ажиотаж «рожденных ползать» вокруг воздушных сражений вызван не только схожей механикой обеих игр и узнаваемым интерфейсом. Всему виной единый аккаунт для игр Wargaming: неважно, летаете ли вы высоко над облаками или огибаете холмы где-то внизу, выполняя боевые задачи, идет зарабатывание золота и дней премиума, общих для всех игр компании. Позже станет единым и свободный опыт.
Стаж танковых сражений поможет адаптироваться к баталиям в воздухе, но, сев за штурвал однажды, асом вы не станете — с первых боев очевидно, что на высоте в тысячу метров над землей знакомые уловки больше не работают, и то, что стало особенностью «Мира Танков», сюда перенести невозможно.
реклама
На земле решали обзор, маскировка и размеры техники. Заняв правильную позицию в кустах, вы могли «светить» врагов и сами же по ним стрелять, не опасаясь обнаружения. В воздухе вы всегда рискуете: когда садитесь на хвост, когда заходите на перехват. В воздухе негде спрятаться: попав в передрягу, либо на скорости отрываетесь от преследователей, набирая высоту, либо бравируете у самой земли, пытаясь затеряться в тумане где-то между скал и холмов. Посадить самолет нельзя.
В «Мире Самолетов» нет такого понятия как «броня». Юркий истребитель, попавший на дно списка, может защекотать до смерти любого из верха таблицы — неповоротливым штурмовикам и тяжелым истребителям стоит надеяться только на большое количество здоровья и бортового стрелка, а легкие живут за счет маневренности, но даже она не спасет, если останетесь наедине против толпы.
Третье разительное отличие — локации. Если в «Танках» для каждой карты мы вырабатывали особую тактику, маршруты и разъезды, а победа зачастую определялась контролем ключевых позиций, то здесь роль поверхности минимальна. Планирование маршрутов актуально для штурмовиков и самолетов с бомбами на борту для работы по наземным целям, истребителям же все равно, что под ними — горы или пляж.
Заберите влияние маскировки, отнимите значение брони и у игры не останется козырей. Она едва ли вас удивит, и, как следствие, никогда не станет популярнее, чем World of Tanks. Бои в воздухе инертнее, в них нет большого раздолья для импровизации — это та самая «Контра», где вместо террористов боевые самолеты, а оформление подогнано под стиль Wargaming.
Главное достоинство World of Warplanes — её игровое комьюнити. Звучит странно, но по-другому и не скажешь. Достаточно тех, кто играет в «Самолеты» ради «Танков», а скоро появятся и те, кто играет в «Танки» ради «Самолетов». Грядет то еще противостояние нравов, и если разработчики сумеют правильно развить проект, все игры вселенной Wargaming будут удачно дополнять друг друга, что станет их отличительной чертой.
Тактическое превосходство
Одну важную особенность «Мир Самолетов» таки перенял — доступность игры. Чтобы просто поиграть, необязательно разбираться в премудростях управления, изучать технические характеристики боевых машин. Попав в бой, вы просто летите, ловите врага в прицел и поливаете его из пулеметов. Это не «Ил-2: Штурмовик», где даже взлететь и зайти на посадку — целая наука.
Основной режим игры один и любителям игр Wargaming он хорошо знаком — это классический Deathmatch, где на одной карте сходятся две команды по пятнадцать человек. В «Танках», помимо полного истребления противника, можно было победить захватом базы, здесь же условия хитрее: истребляя врагов и наземные объекты, вы зарабатываете очки превосходства, и когда перевес получен, начинает заполняться победная шкала. Её можно сбить, убив кого-то, но если она дойдет до ста — победа зафиксируется.
Такой принцип честнее, но исключается пространство для маневра. В «Мире Танков» группа быстрых машин могла обойти с фланга и вытянуть безнадежный бой, захватив базу, а здесь чаще всего борьба идет до последнего самолета. Если вы хорошенько отутюжили наземные цели врага, но остались наедине против толпы — тактический задел едва ли спасет, особенно если у врагов преимущество в скорости.
Разнообразием классов игра похвастать пока не может. К нашим услугам штурмовики, а также легкие и тяжелые истребители. На стадии тестирования был представлен еще один тип — палубные истребители, но позже их объединили с легкими. Полетать на бомбардировщиках и различной экзотике пока не выйдет, но не исключено, что в будущем появятся «бумажные» проекты.
У каждого из классов своя роль в битве. Легкие истребители обычно сражаются в маневренном бою на низких и средних высотах, когда тяжелые — цари высоты, атакующие в пикировании и способные уходить на скорости. Штурмовики — странный класс. Не похвастаются ни скоростью, ни маневренностью, легкие мишени для всех остальных. По идее должны работать по земле, но с этой ролью не хуже справляются тяжи.
реклама
Как и в «Танках», нам доступно несколько веток техники разных наций (СССР, Германия, США, Япония, Великобритания), в каждой есть машины с первого по десятый уровень. Начинаем с бипланов, затем садимся за штурвал стальных птиц времен Второй Мировой, а заканчиваем реактивными самолетами послевоенного времени. С каждым новым рангом меняется общий стиль полетов и манера игры.
Лучше сразу определитесь с любимыми машинами и постепенно к ним идите, ведь прокачка — процесс небыстрый: если целенаправленно развивать одну ветку, можно дойти до последнего уровня разве что через месяц активной и эффективной игры. Разумнее не мчаться стремглав вперед, а опробовать разные классы и прокачивать ветки параллельно, ведь за первую победу в день на разных самолетах дают бонус к опыту.
На заметку: правило ММО «чем выше ранг — тем сильнее вы становитесь» на игры Wargaming не распространяется. Наличие в ангаре самолетов десятого уровня не сделает игровой процесс легче и доступнее, скорее, наоборот, усложнит его, ведь в бою вы будете встречаться с такими же машинами, где игроки опытнее, цена ошибок выше, а обслуживание самолетов обойдется дороже.
Помимо обновления парка техники, нам доступен и «тюнинг» небесных охотников. В битвах мы зарабатываем опыт и кредиты, затем тратим их на исследование и покупку новых модулей: пушки, конструкции, двигатели, улучшенные пулеметы для бортового стрелка. Процесс этот добровольно-принудительный: некоторые детали можно проигнорировать, без других не открыть следующий самолет ветки.
Чтобы повысить эффективность в бою, установите дополнительное оборудование: рефлекторный прицел позволит точнее стрелять, а усиленная обшивка защитит от критических повреждений модулей. Не стоит отправляться в бой и без расходуемого снаряжения, например, аптечки и огнетушителя: контузия экипажа и пожары случаются нечасто, но меры предосторожности не помешают.
Экипаж вообще стоит беречь, ведь опытные пилоты и стрелки в игре на вес золота. Они, как и самолеты, в боях получают опыт и со временем могут изучить новые навыки: улучшенный обзор, дальность и точность стрельбы, повышенная выносливость. При продаже старого самолета, служащих со стажем лучше не отправлять в запас, а переобучить на новую машину, важно лишь, чтобы нации и класс совпадали.
«Мир Самолетов», как и любая другая игра, распространяемая по модели free-to-play, живет за счет микротранзакций. Уникальные самолеты, специальные боеприпасы и снаряжение, камуфляжи, переобучение экипажа без штрафов, премиум-аккаунт, позволяющий получать на 50% больше опыта и кредитов за бой — эти и другие блага уготованы тем, кто намерен голосовать за игру реальными деньгами.
В отличие от большинства других сетевых игр, в проектах Wargaming не получится купить превосходство над другими за деньги. Наличие премиум-подписки лишь ускорит прокачку опыта и зарабатывание кредитов, а боевой потенциал «денежных» самолетов чаще всего даже уступает одноклассникам.
И все же трудно обойтись как минимум без одной премиумной машины. На самолетах высоких уровней возрастают затраты на ремонт, боеприпасы, да и сами птички стоят недешево, а зарплаты за бой не хватит даже на то, чтобы окупить ремонт. В итоге вы либо откажетесь от частых полетов на топовой технике, либо оставите в ангаре парочку самолетов средних рангов для получения кредитов.
Особые машины обладают не только повышенным коэффициентом заработка серебра (бонус суммируется с премиум-аккаунтом), но и служат отличной площадкой для развития экипажей. Если у вас есть немец Bf.110C-6, сможете без переобучения пересадить на него пилотов любого другого тяжелого истребителя той же нации, и они будут получать опыт без штрафов.
Все на дно!
В играх жанра MMO зачастую важны не столько достоинства, сколько отсутствие существенных недостатков, ведь если играть много и часто, со временем вы просто перестанете замечать все эти замечательные инновации, а на первый план выйдет рутина и раздражающие мелочи. И если рассмотреть «Самолеты» именно с этого ракурса, результат выйдет не самый утешительный.
На первый взгляд это не очевидно, но World of Warplanes — совсем не командная игра. Речь не о частных случаях глупости, когда легкие истребители пытаются безуспешно атаковать наземные цели, а штурмовики — «перекружить» более манёвренных врагов, просто тактики как таковой в игре мало.
В наземных сражениях большинство игроков хоть как-то представляют свою роль в битве, используя определенный тип техники. Тяжелые танки отправляются в город, легкие и средние проводят разведку местности и перестреливаются из-за холмов, самоходки занимают позиции в кустах, артиллерия прячется на базе. У каждого боя был свой рисунок, действия противника можно было предугадать.
Сражения в «Самолетах» больше напоминают пьяные драки на свадьбах, нежели подобие командной работы. Речи о тактических построениях нет в принципе, союзники чаще всего просто делятся на две группы и разлетаются по флангам, а какие-то смельчаки пытаются проскочить по центру. При первой же стычке с врагом изначальные заготовки теряются — все кружатся в воздушном вальсе, а побеждают те, кого больше.
Ахиллесова пята игры, убивающая всё удовольствие от полетов — столкновения в воздухе. То, что в реальности случается раз в десятки лет, в World of Warplanes происходит каждый бой: вас таранят свои, чужие, случайно или умышленно. Чаще всего уйти от контакта невозможно и оба участника «аварии» отправляются в ангар. Больше других не повезло штурмовикам — их легко убить, протаранив крыло сзади.
Странно работает система начисления опыта и кредитов. Опять не уйти от сравнения с «Танками», где на это влияло два показателя: собственный настрел и урон по разведданным. Здесь же, такое ощущение, играет роль только свой урон и это главный просчет из-за разницы в количестве здоровья техники. Скушав медленного штурмовика, получите больше, чем при убийстве трех легких истребителей.
Было бы логично награждать не за нанесенный урон как таковой, а количество сбитых очков здоровья в процентном соотношении. Снесли легкий истребитель — получили опыт и кредиты как за штурмовика, да еще и сверху бонус за сложность. При текущем же раскладе играть на штурмовиках невозможно, поскольку полкоманды врага считает именно вас приоритетной целью, и их можно понять.
Еще одна проблема штурмовиков — баланс боев. В трех случаях из пяти вы попадете вниз списка, к игрокам более высокого ранга. Разница скажется, даже если работать только по наземным целям, ведь чем выше уровень боя, тем больше у объектов здоровья, и тем выше урон у вражеских орудий ПВО.
Механику столкновений наверняка переделают, а баланс штурмовиков и системы отчислений за нанесенный урон еще изменится. Всё вышесказанное — недочеты локального характера и хочется верить, что именно их решением займутся разработчики в ближайшее время, а не вводом по новой ветке самолетов каждый месяц. Помимо этого, в World of Warplanes есть как минимум две глобальные проблемы.
Первая: однотипность самолетов. У всех разные показатели скорости, маневренности, калибр и расположение пушек, длительность форсажа, но стиль игры у многих машин похожий. Опытный пилот без труда объяснит разницу между Як-1 и Як-9, и даже удивится наивности вопроса, но для рядового пользователя (с учетом общей аркадности, именно на эту аудиторию нацелена игра) эти отличия несущественные.
Вторая: баланс. «Танки» вышли три года назад, но до сих пор каждым обновлением изменяются ТТХ техники, после чего одни машины повторно расцветают, а мощь других угасает на глазах. Если вы потратили несколько недель, чтобы заполучить полюбившийся самолет, будьте готовы к тому, что с очередной балансировкой ему зарежут характеристики или переведут на уровень выше, где мощи уже не хватит.
Заключение
Сложность оценки многопользовательских проектов в том, что они все время меняются. Сейчас в игре одна механика, через полгода её могут сломать и ввести новую, а еще через пару лет проект преобразится настолько, что всё, сказанное сейчас, потеряет значение. Но если рассматривать именно версию 1.0.0, то это определенно не та игра, которой можно отдать большую часть своего свободного времени.
Дело не в том, любите ли вы летать или, как Джон МакКлейн, не любите. Дело в разнообразии и приятном времяпровождении, а с этим у World of Warplanes не всё гладко. Критики называют местные самолеты летающими танками и в чем-то они даже правы: игра слишком примитивна для любителей военной тематики, а широкие массы скорее пожертвуют третьим измерением и вернутся в World of Tanks.
Трудно даже представить, за счет чего белорусские «Самолеты» могли бы выстрелить — игра пытается заимствовать идеи у старшего, обвешанного броней собрата, но высоко в небесах другие правила, а точнее, этих правил там минимум, лишь хаос и сумбур, присущие сетевым боевикам про спецназ. У игры и её создателей не все потеряно, но всё, что у нас сейчас — это нераскрытый потенциал.
Вердикт: интересная аркадная леталка, которой не хватает свежих идей. По сравнению с первым проектом из военно-морского трио — взвешенный и обдуманный шаг назад.
Оценка: 7.4.
Между строк. После двух месяцев активного участия в открытом бета-тестировании я так и не нашел мотивации прокачивать какую-то из веток самолетов до конца. Поначалу интересно, ведь начальные уровни проходятся за пару часов, но в дальнейшем процесс превращается в рутину, а игра стимулируется лозунгом «еще сорок тысяч до новой пушки». Пойду-ка лучше в «Танки» за четвертым Рэдли-Уолтерсом на Е-25.
- Сообщество оверклокеров в World Of Warplanes.
- Обсуждение технических аспектов игры World of Warplanes на конференции Overclockers.ru.
Тест производительности
Обычных для нашего ресурса тестов производительности типичных современных игровых конфигураций в World of Warplanes вы пока не найдете.
Вот что после изучения «тестопригодности» игры счел нужным сказать на эту тему Дмитрий Прилепских aka Phoenix.
«Непреодолимой проблемой для тестирования World of Warplanes стало то, что в релизной версии 1.0.0 компания Wargaming не успела добавить возможность записывать бои. Это и стало точкой преткновения: карты выпадают рандомно и нет никакой возможности подобрать повторяющийся участок даже с элементарным пролетом самолетов по прямой. Поэтому ограничусь личными наблюдениями.
Прежде всего, не стоит путать графику в играх World of Tanks и World of Warplanes. Да, они обе созданы на движке BigWorld, но используют разные его версии. В «Самолетах» применена глубокая модификация данного движка, приспособленная под механику воздушных боев. Вдобавок в ней задействованы улучшенные текстуры и множество других графических технологий. Примечательно, что по информации Wargaming, большая часть «задела» самолетной версии движка в патче 0.9.0 переедет в танковую версию BigWorld. В частности, появится HD клиент (более высокополигональные модели танков с качественными текстурами из «Самолетов»), настраиваемые световые фильтры и ряд других улучшений.
Большим прогрессом, я бы даже назвал это достижение революцией, стала нормальная поддержка четырехъядерных процессоров. Как известно, в World of Tanks используются от силы полтора процессорных ядра. Мониторинг загрузки CPU выявил в World of Warplanes равномерное, пусть и не стопроцентное, использование всех четырех процессорных ядер. Данный фактор в первую очередь должен положительно сказаться на производительности многоядерных ЦП AMD. В текущих реалиях игры World of Tanks балом правят решения Intel, обладающие высокой удельной производительностью на одно процессорное ядро. В World of Warplanes представители AMD, скорее всего, сократят отставание от своих оппонентов, да и четырехъядерные модели Intel более полно раскроют свой потенциал.
В одной из предрелизных версий World of Warplanes графическая составляющая была оптимизирована, с целью поднять производительность систем разного класса. Компания Wargaming добилась успеха в своем начинании, результаты действительно существенно возросли. Однако, по моим наблюдениям, под нож пошла заметная часть «картинки»: ухудшились качество освещения и пост-процессинга, невооруженным глазом стало заметно уменьшившееся количество объектов в окружении (стало меньше деревьев, корабли стали менее детализированы). Но, несмотря на это, графическая составляющая движка «Самолетов» выглядит гораздо симпатичнее и красивее, чем в WoT.
Если же брать частные случаи, то на подавляющем большинстве карт моя система в комплекте с видеокартой GeForce GTX 680 2048 Мбайт (процессор Core i7-920 @ 4000 МГц, 8 Гбайт DDR III @1600 МГц) в разрешении 2560х1600 при максимальных настройках графики выдавала около 60-70 FPS. Проблемы начинались на картах с большим скоплением облаков и с задымлением больших пространств, с соответствующим проседанием производительности до 25-35 FPS. В случае с GTX 780 3072 Мбайт система на этих же участках демонстрировала результаты в районе 50-60 FPS.
Учитывая более «тяжелую» графику, чем в World of Tanks, в игре World of Warplanes возникнут значительные проблемы с производительностью у младших видеокарт и возможно у части ускорителей среднего ценового диапазона. Как только появится возможность записывать бои в «Самолетах» компании Wargaming, лаборатория обязательно организует расширенное тестирование по злободневным вопросам. Ну а пока ограничимся тем, что есть».
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила