StarCraft 2 Heart of the Swarm: рецензия
реклама
Оглавление
- Вступление
- Однажды во вселенной
- Ролевая стратегия
- Тактическая стратегия
- Сетевая стратегия
- Заключение
Вступление
Выход любого проекта Blizzard Entertainment — всегда событие. Неважно, что стоит на кону – полноценное продолжение или очередное дополнение, всему уготованы лучшие в мире коллекционные издания и торжественные премьеры в разных городах мира. Качество сервиса всегда на первом месте, порой важнее содержания самих игр.
Пришествие «Сердца Роя» ждали долго. С того времени, когда «Крылья Свободы» отправились на прилавки, прошло два с половиной года. За это время вышли три полноценных Assassin’s Creed и Call of Duty, четыре Need for Speed, десятки крупных и не очень дополнений для Sims 3. Но Blizzard мы любим не за количество контента, а за его качество. Время выяснить, оправдались ли ожидания.
— Что? Но я даже ничего не сказал.
— Зато подумали.
— Ах да, вы же телепат…
«StarCraft» (1998)
Однажды во вселенной
Жило-было человечество. Как-то раз изобрело оно гиперпрыжок и отправило группу «добрых молодцов» на исследование далеких миров космоса, но те заблудились. Унывать некогда: основали колонисты Конфедерацию, нарекли себя терранами и начали подгребать под себя планеты сектора Копрулу одну за другой.
реклама
Но не стали терраны полноправными хозяевами в регионе. Из глубин космоса на шумок вылезли зерги — неразумные органические существа-паразиты под командованием надмозга, простите, сверхразума, а за ними и протоссы — каста сильных, но немногочисленных воинов с псионическими способностями. Сошлись они лицом к морде, коготь к пушке… и понеслось.
Протоссы желают уничтожить сверхразум зергов, надмозг стремится заполучить сильного псионика, а повстанцы терранов — свергнуть диктатуру Конфедерации. Незнамо сколько бы продолжалась эта космическая Санта-Барбара, если бы некто Артур Менгск не исполнил желания сразу двух рас, натравив на столицу терранов Рой зергов. Диктатура умерла. Да здравствует… новая диктатура?
Менгск становится Доминионом терранов, сосредоточив в своих руках абсолютную власть, надмозг захватывает пси-девчонку Сару Керриган и превращает её в Королеву Клинков, но протоссы разделываются с надмозгом ценой гибели родной планеты. И выжившие протоссы, и повстанцы-терраны, и новая хозяйка Роя Керриган — все ненавидят Менгска, но это не мешает им продолжать сюжетные PvP друг с другом.
Сюжет StarCraft только кажется простым, а ведь выше ничего не сказано о событиях дополнения Brood War: история в нем хоть и не развивается глобально, но познакомит вас с новыми участниками конфликта (Объединенный Земной Директорат), в том числе с представителем расы зел-нага — «отцов» и зергов, и протоссов.
Wings of Liberty, первая часть из запланированной трилогии StarCraft II, поведала нам о странствиях бывшего шерифа колонии Мар Сара, Джима (Джеймса) Рейнора. Наш старый знакомый тоскует по былым денькам и Саре Керриган, словно Макс Пэйн на межгалактический лад, топит горе в рюмке, а когда трезв — спасает отдаленные колонии людей от зергов и гнета Доминиона.
Пиршество размеренной жизни ковбоя прерывает визит его старого друга протосса. Оказывается, главный враг всего и вся не Менгск и не Королева Клинков, а некая сила, сокрытая в Пустоте, и остановить её может одна особа — Сара Керриган. Рейнор цепляется за свой шанс, исцеляет возлюбленную от вируса зергов и уносит её в закат. Хеппи-энд, хоть и не окончательный.
реклама
Не успели герои насладиться общением, как на лабораторию, где содержали перерожденную Сару, напали войска Доминиона. И вновь судьба разводит влюбленных по разным уголкам звёздной карты: Керриган уходит от погони, а Джим попадает в плен. Посчитав своего спасителя погибшим, Королева Клинков начинает мстить. Такова завязка Heart of the Swarm.
К кому вы пойдете, потеряв близкого человека, если можете подчинять разум зергов? Да, после превращения обратно в человека Сара потеряла часть своих сил, но верные подданные у неё остались — экс-королева быстро находит новых старых друзей, а несогласных либо подчиняет, либо убивает.
Вы сразу заметите контраст между первым и вторым эпизодами StarCraft II. Если Джим Рейнор был персонажем положительным, что отражалось на его поступках и манере разрешать конфликты, то личность Керриган как минимум неоднозначная. Владычица Роя без сожаления отправит на тот свет сотни живых существ, уничтожая целые поселения, хоть изредка в ней и просыпаются проблески милосердия.
Одержимая ненавистью, Керриган посетит немало планет, чтобы вернуть свои силы и распространить влияние зергов. Вы вновь вернетесь на Чар, побываете на исторической родине изначальных зергов и даже полетаете в открытом космосе, управляя корабликом «Рейдеров Рейнора».
История Heart of the Swarm не такая яркая и оптимистичная, как в Wings of Liberty, — в ней преобладают мрачные настроения и трагизм, но к постановке претензий нет. Отлично срежиссированные сцены, неожиданные, но не банальные сюжетные повороты, как вот возвращение старых персонажей из Brood War, — не каждая ролевая игра похвастается такой режиссурой и проработкой вселенной.
Поработал на славу и отдел локализаций Blizzard — игру перевели и переозвучили более чем на десять языков, в том числе и на русский. Нашу версию дублировали известные актеры театра и кино, уже знакомые по Wings of Liberty, Diablo III и другим играм.
Огорчает то, что повествование опять же слабо развивает глобальный сюжет. Локальные конфликты не изменяют расстановку сил, а пророчество о конце света так и остается пророчеством. Если вырезать Brood War, Wings of Liberty и Heart of the Swarm, основная сюжетная линия почти ничего не потеряет. Остается верить, что Legacy of the Void порадует эффектной развязкой.
Ролевая стратегия
В свое время StarCraft стала первой стратегией в реальном времени с асимметричным балансом. У протоссов дорогие, но сильные отряды, обладающие защитным полем; зерги слабы, но быстро рождаются и берут массовостью; у терранов хорошие возможности для обороны и мощная бронетехника.
Если терраны делают пристройки к зданиям ради повышения производительности или новых возможностей в развитии войск, то все зерги рождаются в главном инкубаторе, а их постройки «живые» — возникают из личинок и только на зараженной земле. Здания протоссов потребляют энергию и при разрушении пилонов перестают функционировать.
Такой баланс применим к сетевой игре или сражениям с ИИ на мультиплеерных картах. В сценариях и кампании все переворачивается с ног на голову: чаще всего у врага уже есть несколько баз и он превосходит вас количеством, но действует шаблонно и не развивается, поэтому вы сначала обороняетесь, накапливая войска, а затем выдавливаете супостата с насиженных позиций.
реклама
Такой подход справедлив для любой базостроительной стратегии… кроме StarCraft II. Разработчики искоренили тактику «отбился-развился-победил», поэтому каждая из двадцати глав в Heart of the Swarm неповторима, состоит из набора специфических условий и чаще всего не предусматривает полного уничтожения врага.
Так, в одной миссии вы охраняете порталы, чтобы не дать вражеским кораблям вернуться на родину, в другой собираете мясо, дабы накормить и пробудить древнее существо, попутно отбиваясь от падальщиков. Еще в одном задании вы заражаете землю и захватываете споровые орудия, чтобы те сбивали бомбардировщики до подлета к вашей базе.
В некоторых главах доступен только герой или небольшой отряд. Такие миссии не отличаются сложностью, но добавляют разнообразия. Чего стоит проникновение на корабль протоссов в стиле фильма «Чужой», где вы появляетесь в виде личинки, а затем эволюционируете в мать стаи.
Не сложилось у Blizzard лишь с дополнительными задачами: вам говорят отправиться в отдаленный участок карты, забрать оттуда какой-то предмет или разрушить постройку — иногда такие зоны подсвечиваются на карте изначально, но чаще всего вы разыскиваете их самостоятельно.
Если помните, в Wings of Liberty Рейнор редко появлялся в миссиях как подконтрольный герой — воевали его подданные, а голос бывшего шерифа мы слышали только в закадровых диалогах да редких роликах. Керриган — штучка не из тех, кто доверит государственные дела в лапки неразумных зерглингов, поэтому она и за собственной базой присмотрит, и атаку дружественных войск поддержит.
Подобно персонажам из WarCraft III, героиня развивается и по мере роста уровней изучает новые способности. Но если там ранги зарабатывались на убийстве врагов, то здесь эффективность в бою на прокачку не влияет — совершенствуется Сара автоматически по мере прохождения кампании, хотя «эволюцию» можно ускорить, выполняя уже упомянутые дополнительные задачи.
Способности у Королевы Клинков самые разные, от банального лечения и сильного удара по цели до призыва подкреплений и локального Армагеддона на отдельном клочке карты. Есть и пассивные улучшения: одни повысят эффективность добычи веспена, другие позволят без лишних затрат создавать двух рабочих из личинки.
Если провести параллели между двумя кампаниями, похождения Керриган и её Роя в Heart of the Swarm окажутся на порядок слабее приключений «Рейдеров Рейнора» из Wings of Liberty. Одна из причин — понижение сложности. Там, где терранам давали прикурить уже на «ветеране», зерги чувствуют себя комфортно, а своего рода вызов появляется только при попытке получить все достижения.
Другая крайность Blizzard — самокопирование. Защита кокона на Зерусе напоминает миссию по призыву Архимонда из WarCraft III, сбор яиц на Чаре — соревнование принца Артеса с лордом ужаса Мал-Ганисом. Но если в Стратхолме стычка с вражеской армией стоила огромных потерь, то в Heart of the Swarm вы легко запрете вражеского героя на его же базе или уничтожите весь лагерь безо всяких соревнований.
Да, оригинальные миссии в базостроительных стратегиях — роскошь, но в Wings of Liberty эту проблему разработчики одолели: чего стоила миссия с огромной лазерной пушкой, вулканическая планета с поднимающейся лавой или задание, где вражеская активность зависела от времени суток.
Тактическая стратегия
Игровой процесс в StarCraft II не ограничивается боевыми действиями на планетах. У королевы Роя есть собственный кораблик, где она принимает гостей, беседует с подданными и планирует следующие операции. Исполин «Левиафан» в разы больше, чем «Гиперион» Рейнора, но интересных мест в нем на удивление мало.
На главной палубе собирается верная свита владычицы Роя. Слева стоит Дехака — изначальный зерг, одержимый сбором эссенции, рядом Загара — мать поглощенной стаи с планеты Чар. Справа советница Изша и еще один персонаж, чье имя раскроет важный сюжетный спойлер. Все эти создания не прочь перекинуться с Сарой забавными репликами, чем и стоит пользоваться во время отдыха от миссий.
В эволюционном отсеке расположился Абатур — ваш главный «ученый». Он изучает генетический потенциал зергов, выводит новые виды и тоже не прочь подкинуть интересную тему для беседы. Там же вы определяете активные мутации для каждого вида войск: это бесплатные навыки в виде усиленного урона, скорости атаки или здоровья. Меняются они в любое время между миссиями.
Изредка Абатур предлагает вам задания на эволюцию — своеобразный «тест-драйв» видов, где вы выбираете, в каком из двух направлений пройдет развитие отрядов. Так, зерглинги могут либо научиться кусаться сильнее и преодолевать небольшие возвышенности, либо мгновенно рождаться по трое из одной личинки. Миссии несложные и призваны лишь показать эффективность в бою того или иного подвида.
В личных апартаментах Сара переключается между своими активными способностями. Как и в Diablo III, вы вольны безо всяких штрафов перераспределить их. Изначально открыто две группы навыков, позже появится еще одна. В разделе «Архив» для повторного прохождения доступны уже завершенные главы игры, а также ролики для просмотра.
По аналогии с Wings of Liberty, вы посещаете планеты в произвольном порядке, но если Джим Рейнор не задерживался на них дольше одной миссии, то у Керриган на каждый клочок суши настолько большие планы, что их исполнение чаще всего затянется на три полноценных задания. Как следствие — по галактике летаем мы мало, и если уж приземлились на одной планетке, не улетим, пока не сделаем все дела Роя.
И если Джим изредка решал моральные дилеммы и выбирал сторону при выполнении определенных заданий, то в Heart of the Swarm такой нелинейности уже нет. Керриган — тетка волевая и никому не позволит собой манипулировать… даже игроку, хотя персонаж идеально подходит для расстановки запятых в ситуациях вида «казнить нельзя помиловать».
Иных развлечений на «Левиафане» не предусмотрено, и это грустно, ведь в Wings of Liberty межмиссионная часть игры выглядела не только свежо в рамках жанра, но и увлекательно: помните доклады вашего исследователя о развитии клетки зерга и кристалла протосса? А музыкальный проигрыватель и игровой автомат Lost Viking? Ах, а как же не хватает телевизионных передач Донни Вермилиона! Впрочем, это не «хуже» — это «иначе».
Сетевая стратегия
Мультиплеер в StarCraft II — тема для отдельной беседы и рассказать о нём «в двух словах» не выйдет. Если вы всерьез увлекаетесь киберспортом и участвуете в турнирах, то наверняка узнали обо всех нововведениях задолго до релиза, а некоторые даже обкатали в ходе закрытого бета-тестирования, так что скажем коротко о главном.
Мутации и разные подвиды зергов остались эксклюзивом одиночной кампании, но без новинок в армиях трех рас все же не обошлось. Ряды протоссов пополнили ураганы, оракулы и ядро материнского корабля; на службу Рою зергов призваны роевики и стрекозы; у терранов появилась мина «Вдова», а геллион научился трансформироваться в геллитрона. Поклонникам оригинального баланса беспокоиться не о чем — возможность играть по сети только в Wings of Liberty не исчезнет и после активации дополнения.
К выходу Heart of the Swarm приурочили масштабное обновление службы Battle.net. Помимо обновления интерфейса, появились кланы и игровые сообщества, а также функция переключения между регионами игры без смены языка. Важнейшим новшеством стала возможность возобновить игру из повтора. Присутствует и джентльменский набор в виде новых официальных карт и обновленного редактора.
Продолжает развиваться социальная составляющая. Побеждая в сетевых и одиночных матчах, вы зарабатываете опыт и прокачиваете каждую из фракций. Это не даст вам преимуществ на поле боя, но откроет приятные мелочи — портреты, эмблемы, анимацию и внешний вид войск.
Заключение
Качество Heart of the Swarm не вызывает сомнений. Над игрой трудились специалисты, знающие толк в геймдизайне, программировании и постановке. Трудились долго, так что на выходе мы получили технически отлаженный, выверенный до последней мелочи продукт.
В Blizzard продолжают плыть против течения индустрии, ломая устоявшиеся стереотипы. Нам в очередной раз показали, что для успешной игры вовсе не нужна корзинка с десятками DLC, а «масштабные дополнения» — это действительно масштабные дополнения, а не огрызки сюжета длиной в четыре часа каждый. Классические стратегии не умерли, но сейчас их не умеет делать никто, кроме Blizzard.
Другой вопрос — кризис идей. Wings of Liberty стала маленькой революцией в серии, а то и в жанре: игра обросла рядом нововведений, расширяющих стратегическую составляющую, в то время как Heart of the Swarm прогресса как такового не принесла. Вот и выходит, что на фоне предыдущего эпизода эта глава выглядит ощутимо слабее, но конкурентов в рамках жанра на горизонте по-прежнему нет.
Вердикт: эволюция без революции. Отсутствие значимых нововведений не мешает назвать игру одной из лучших стратегий современности.
Оценка оригинальной игры: 9.7.
Оценка дополнения: 9.2.
Между строк. Немаловажная деталь всех игр Blizzard — их глубина. Это когда уже не в первый раз проходишь локацию и обнаруживаешь нечто новое — секрет или какую-то полезность. Heart of the Swarm не стала исключением, разве что секретного уровня в ней нет. И не забудьте потискать курсором Керриган — забавные фразочки обеспечены. У войск Роя наверняка хватает своих перлов, но, увы, с зергского на русский их реплики не перевели.
- StarCraft 2 Heart of the Swarm: тестирование производительности
Тестирование девятнадцати видеокарт и семидесяти двух процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение геймплея и технических вопросов StarCraft 2 Heart of the Swarm на конференции Overclockers.ru.
- Оверклокеры в StarCraft 2: Wings of Liberty.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила