Dead Space 3: рецензия
реклама
Оглавление
— Мы подумали: «Ну что, в самом деле, может пойти не так?»
Комикс Mess Perfect 2, выпуск 144.
Вступление
Исторически сложилось так, что анонсы новых игр ЕА встречаются с изрядной долей скептицизма. Если это FIFA — вам продадут патч с обновленными составами команд. Если Battlefield — ждите перетасовку классов и подрихтованную картинку. Need for Speed не обходится без неудачных экспериментов, а мифический Crysis все еще плавит наши видеокарты в воображении разработчиков.
И релиз Dead Space 3 не предвещал ничего хорошего. Серия никогда не была чистым horror’ом, а те, кто считает иначе, вероятно, никогда не слышали о Call of Cthulhu и Amnesia, и не читали Лавкрафта. Но если первые части с натяжкой можно было окрестить survival, то к триквелу и эта иллюзия напрочь улетучилась. Что же нам предложили взамен?
В какой-то галактике…
Научная фантастика — благодатная почва для разгула фантазии. Можно отойти от избитых стандартов, придумать интересную завязку с жуткой формой жизни, не теряя в правдоподобности и серьезном тоне повествования. Но если авторам Mass Effect удалось и передать культуру инопланетных рас, и выдержать атмосферу на протяжении всей трилогии, то у создателей Dead Space 3 что-то не заладилось.
реклама
Сюжет игры невероятно тяжел для восприятия. Вас пичкают отборным научным канцеляритом, будь то сюжетные разговоры, аудиографии или текстовые сообщения. Вы не встретите ни запоминающихся персонажей, ни обилия сильных сцен, а во время миссий нередко возникают вопросы «Что я здесь делаю?» и «Зачем я это делаю?»
Не повезло и тем, кто пропустил предыдущие части, но приобрел новинку ради совместного прохождения. Кто такой Айзек Кларк, зачем он скрывается, что это за обелиски и почему им поклоняется армия фанатиков? Коротенький вступительный ролик едва ли ответит на все ваши вопросы.
В недалеком будущем человечество ощущает острую нехватку полезных ископаемых и начинает колонизацию других планет. Для этих целей создаются космические корабли, способные перерабатывать в ресурсы целые планеты. Однажды один из них подал сигнал бедствия…
Маленький ремонтный шаттл — то, что нужно, когда с огромной станцией теряется связь. Естественно, экипаж не находит на корабле ничего, кроме неприятностей: в живых остается только протагонист, и именно ему суждено уничтожить Обелиск — таинственный артефакт, породивший жуткую расу некроморфов.
В сиквеле события частично повторяются: Айзек прибывает в мегаполис «Разрастание», расположенный на осколке спутника Сатурна Титане, где три года находится в отключке. За это время правительство успевает воздвигнуть копию артефакта — Красный Обелиск, не оставляя попыток использовать его как источник энергии. Чем это кончилось, и маркетологу понятно.
Герой просыпается уже в привычной для себя обстановке: город охвачен новой эпидемией некроморфов, а за ним теперь охотятся не только монстры, но и правительство, а также юнитологи — фанатики, поклоняющиеся Обелискам. И те, и другие жаждут заполучить схемы инопланетного устройства, сокрытые в сознании Айзека, но если первые желают их уничтожить, то вторые, напротив, использовать для клонирования артефакта. Ну а некроморфы… им бы чем-нибудь перекусить… или кем-нибудь…
реклама
Одолев всех, включая галлюцинации погибшей подруги, созданные Обелиском, герой решает «завязать» со спасением мира, но не тут-то было: EA жаждет еще денег и начинает сюжет Dead Space 3, а значит, Айзек Кларк снова берется за плазменный резак, чтобы врезать некроморфам по самые конечности.
На лунной колонии «Новые горизонты» нашего знакомца находят спецназовцы из отряда EarthGov, пинками и угрозами дают понять, что им не обойтись без помощи «главного по Обелискам». Услышав, что те идут по следу пропавшей группы Элли, знакомой Айзеку по Dead Space 2, герой сменяет непокорство на милость и отправляется в крестовый поход по затерянным космическим станциям.
Следующие десять-пятнадцать часов игры развивают историю… почти никак. Воссоединившись, выжившие нарекают себя последней надеждой человечества и отправляются на родину Обелисков — заснеженную планету Тау Волантис, чтобы раз и навсегда решить проблему некроморфов.
Не обойдется без «страшных разоблачений», сцен ревности между членами экспедиции и юнитологов, одержимых желанием помешать героям. А закончится все по канонам Mass Effect: непобедимого врага сразит лишь супероружие, и только один человек может победить великое зло — Айзек, некроморф его побери, Кларк.
Если к шаблонным сценариям в играх мы уже привыкли, то к проработке деталей очень большие вопросы. Почему корабль будущего не может идентифицировать мины, плывущие в вакууме в метре от себя? Зачем на полной скорости бороздить космическую свалку, когда можно аккуратно выйти из опасной зоны, и почему Айзек, инженер по образованию, сидит на месте пилота, а не следит за машинами?
Разработчики намекают: раз уж игра фантастическая, вопросы логики и здравого смысла в ней раскрываться не будут. Что движет юнитологами, кроме оголтелого фанатизма? Почему их движение стало так популярно? Куда смотрит правительство, когда фанатики берут под контроль целые колонии? Никогда не узнаете…
Спасти положение могли бы хорошие актеры и яркие персонажи, но в Dead Space 3 нет ни тех, ни других. Монотонные, лишенные эмоций диалоги и монологи сопровождают вас всю игру, а герои настолько высокоморальны, что практически не ругаются матом и, стиснув зубы, идут по сюжетным рельсам. Харизма, темперамент, актерская игра? Это не про них.
Коридорные коридоры
Айзек Кларк берется за привычное дело — долгие шествия по темным коридорам космических станций и заброшенных лабораторий, редкие выходы в открытый космос и блуждания по заснеженной Тау Волантис, где почти всегда метель.
Тесные помещения кишат некроморфами: «мяса» стало больше, а наш протеже их укладывает пачками с усердием коммандо, попутно хватаясь за голову и изображая удивление. Из монстров падают аптечки, патроны и ресурсы, интерфейс по традиции отсутствует, а все важные показатели отображаются на броне Айзека и в виде голографического дисплея.
Серия окончательно выродилась в обыкновенный шутер про монстров и пугает не больше, чем Rage от id Software. Так называемый survival убила и смена ролей: если раньше мистер Кларк был заложником обстоятельств и выживание было его первостепенной задачей, то теперь у него четкое задание и он осознанно лезет в пекло.
реклама
Сравнивая игру с предшественницами, контраст тяжело не заметить. Игра и раньше пробирала эффектом неожиданности, а не страхом, но ощущений безысходности и обреченности, пугающих декораций больше нет. Да, остались жуткие на вид некроморфы, но замените их розовыми пони и получите тот же эффект — удивление, не более.
Не добавляет оптимизма несоизмеримая легкость игры. В кои-то веки в ограниченное издание попала действительно сильная пушка, и весь баланс полетел прахом. Сочетание высокоточной винтовки и дробовика рвет в клочья все с одного выстрела, превращая некроморфов в дважды мертвое мясо. Делать собственное оружие уже не обязательно, а ведь этот дробовик можно еще улучшить.
Патроны стали универсальными, вопроса об их экономии больше нет. Даже выкрутив сложность на максимум, вы не ощутите дефицита амуниции и аптечек — всего исправно много. Растаптывание трупов ради дополнительной добычи никуда не делось, но тела часто исчезают бесследно, прежде чем вы их обшарите. Больше нет мест, где можно свободно сохраняться, — теперь только контрольные точки.
В арсенале Айзека остались стазис и кинезис — первый замедляет монстров и объекты, второй используется для открытия дверей и взаимодействия с механизмами или для броска в неприятелей чем-то взрывоопасным. Если раньше эти приблуды мы использовали для выживания, то сейчас применяем разве что по сюжету — в бою даже на «невозможной» сложности хватает хорошей пушки.
Окружение часто меняется, но игровой процесс лишен разнообразия — на смену приевшимся приемам создатели не придумали ничего нового. Вы входите в помещение и уже прикидываете, откуда выползут монстры: остается забиться куда-то в угол, чтобы прикрыть спину и методично расстрелять недругов — огневой мощи хватит за глаза, чтобы те даже не подошли вплотную.
Другая крайность — чрезмерная медлительность. Прохождение затянется часов на пятнадцать, а то и больше, за счет непропускаемых видеовставок и ожидания какого-то события: пока к вам приедет лифт, пока вы сами едете на лифте, пока откроется дверь или Айзек уложит оружие на верстак. Не говоря уже о долгих QTE, когда на Айзека нападают монстры.
Вдохновившись развивающими играми для детей, Visceral Games напичкали Dead Space 3 кучей мини-игр. Элементарные задачи в духе «перенесите три кубика с одного места на другое», «соберите пазл» или «потяните за рычаги в правильной последовательности» не добавляют интереса, а лишь растягивают и без того однообразное времяпровождение.
Перестрелки с людьми не стали откровением: тем, кто привык с хирургической точностью отсекать монстрам конечности, не составит труда сделать меткий выстрел в голову. Инновациям в виде приседаний и перекатов трудно найти применение, как и возможности двигать укрытия кинезисом, — на фоне некроморфов фанатики слабые и хлипкие, да и встречаются редко.
Разочаровала заснеженная Тау Волантис — разработчики так и не придумали, как использовать её окружение, поэтому большая часть игры проходит в привычных коридорах. На свежем воздухе вы побываете редко, да и там игровой процесс мало чем отличается — только некроморфы будут переть из-под земли, а не сваливаться на голову с шахт и вентиляции.
Визуальный ряд оставил приятные впечатления. Пусть это прямой порт из консолей и в графических настройках уже не заблудишься, картинка не режет глаз и оптимизация на высоте. Хуже стала лишь расчлененка, а о разрушаемом окружении и вовсе заикаться не стоит — далеко не каждую лампочку можно расстрелять. Музыка и звуки уже не так нагнетают обстановку, как в первой части, но все еще попадают в такт.
Собери их всех!
В Dead Space 3 оружие уже не разбросано по уровням. Мы собираем ресурсы и детали, чтобы производить его своими руками на верстаке. Предположим, у нас нет Limited Edition, и самые смертоносные пушки следует собрать самостоятельно. С чего же начать?
Для сборки оружия отыщите станину, детали для верхнего и нижнего блока. Станина — это основа, их типы определяют возможности для насадок, а изредка дают бонусы к характеристикам. Блоки влияют на тип урона и огневую мощь. Если к станине присоединить горелку, получится огнемет, излучатель Тесла — лазерная винтовка.
К обоим блокам добавляются вариаторы — специальные сегменты, изменяющие режим стрельбы. Если к огнемету добавить криогенный модуль, враги будут не воспламеняться, а замораживаться с эффектом стазиса, а лазерная винтовка в содружестве с модулятором выстрелит энергетическую болу вместо разрезающей волны.
Оружие можно оснастить двумя насадками. Одна подарит разные бонусы, от увеличения обоймы до автоматического подбора патронов, вторая усилит урон каким-либо эффектом, будь то огонь, электричество или кислота.
Есть еще и наборы цепей — модификаторы урона, перезарядки, обоймы и темпа стрельбы. Каждый ствол поддерживает до восьми подобных улучшений (по четыре на каждый блок), а значит, даже слабенький пилорез с низким базовым уроном можно превратить в эффективное орудие убийства.
Оружие можно в любой момент разобрать на детали без потери составляющих, если оно вам не пришлось по душе. В игре есть даже отдельная арена с верстаком, где можно и собирать пушки, и тестировать их на монстрах. Если не желаете экспериментировать, соберите уже готовый образец по чертежам, но если у вас мало деталей, такая роскошь может влететь в копеечку.
Деньги стали пережитком прошлых частей, теперь для покупки деталей оружия и улучшений используется пять видов ресурсов. Запчасти и ресурсную базу в обильном количестве вы соберете за одно прохождение, стоит лишь тщательно исследовать все комнаты, топтать трупы и разбивать контейнеры со снаряжением. Облегчат сбор боты-поисковики: запустите их в специальном месте, ориентируясь по звуковым сигналам, и те притащат к верстаку охапку ценных ископаемых.
С апгрейдом костюма дела обстоят проще. Никаких дилемм, просто за ресурсы улучшаем максимальное здоровье, броню, эффективность стазиса и кинезиса. Модификаторы распространяются на весь ваш гардероб. Скафандры не дают ценных прибавок и отличаются только внешним видом.
Содержимое инвентаря крепится к вашему слоту сохранения и не зависит от серверов ЕА, а уже завершенные главы можно перепройти через меню «выбор главы». Добыча ресурсов и припасов даже теоретически не может зайти в тупик — если растратили аптечки и патроны, возвращайтесь в ранние главы, дабы подкопить всего понемногу.
Система создания и улучшения оружия — самое интересное, что есть в Dead Space 3, но это забава из категории «развлеки себя сам». Игра не подталкивает к использованию разных типов оружия и умелому их комбинированию, ибо любая пушка с высокими показателями урона и скорострельности справится и с мелкими пакостниками, и с громадными боссами, а о патчах, правящих баланс, пока не слышно.
Вместе веселее?
Заметным нововведением игры стал кооператив. Давно известно, что возможность прохождения совместно с друзьями любую игру превращает в конфетку, но спасло ли это Dead Space 3? Вряд ли.
Если откровенно: совместная игра от одиночной здесь почти никак не отличается. Иногда даже возникает ощущение, что её сюда пришили за пару месяцев до релиза цветом тех ниток, что были под рукой.
Второй персонаж, Джон Карвер, вообще не прописан в сценарии — обычный вояка, появляется в роликах ненамного чаще, чем безымянный морпех из Doom, независимо от режима игры. Под него даже не удосужились подстроить кат-сцены: вот мы смотрим ролик, вот камера плавно перемещается за спину Айзека и вдруг — кадр обрывается, резко меняя план, и мы уже за спиной Карвера.
В игровом процессе ровно одно существенное изменение: если вы или напарник погибаете, оба отправляетесь к контрольной точке. Да, есть опция, позволяющая поднимать друг друга, но это не панацея, когда вы срываетесь с утеса или карабкаетесь по скалам и в других местах, где при смерти ваше тело превращается в кровавый фарш. Монстров на уровнях также становится больше, но несоизмеримо с вашей огневой мощью, поэтому в компании друга игру проходить легче.
Войны за ресурсы нет — у каждого своя добыча, хотя вы можете делиться припасами (но не деталями и оружием). Встречаются эпизоды, завязанные на совместном взаимодействии, где один опускает рычаг, другой поворачивает вентиль или оба одновременно долбят QTE, чтобы выжить. Если играете один, такие моменты и не заметите, — Карвер появится только в роликах и в роли бота присутствовать не будет.
В игре есть бонусные миссии. Часть из них доступна и для одиночек (не связаны с сюжетом, но позволяют добыть несколько редких запчастей), но некоторые можно пройти только совместно. В таких заданиях одного из героев иногда посещают галлюцинации и он попадает на арену, где сражается без помощи напарника. Логики в этом немного, но так уж устроена игра.
Заключение
Последней каплей фанатского терпения могла стать система с микротранзакциями, но справедливости ради отмечу — и пресса, и сами игроки раздули проблему на ровном месте. Не считая нескольких наборов с оружием и костюмами, DLC не содержат уникального контента, а с ресурсами в игре нет никаких проблем.
В остальном не стоит лукавить, перед нами типичный пример, как с помощью образцового маркетинга, агрессивной рекламы и лжепозиционирования можно продвинуть в массы серую и безыдейную посредственность. Даже тем, кто искренне симпатизировал предыдущим играм серии, не стоит надеяться на осмысленный конец саги. У нас есть первый загубленный финал трилогии в 2013 году.
Dead Space 3 напоминает трижды выстиранный чайный пакетик. Первый раз он радует ярким вкусом, второй уже не дарит таких впечатлений, но все еще узнаваем, но в третий уже не избавиться от ощущения, что вам налили всего лишь воду с сахаром.
Вердикт: обычный боевичок с монстрами, завернутый в глянцевую обложку. Не стоит трогать, пока цена не упадет минимум в три раза. Своих денег игра не стоит.
Оценка: 6.8.
Между строк. Dead Space 3 оставляет спорные впечатления. Иногда интересно смастерить что-нибудь замысловатое и опробовать в боевых условиях, но когда понимаешь, что старый дробовик расщепит любого врага быстрее и эффективнее, становится грустно. Возможно, игру спас бы открытый мир — бродить по снежным барханам и исследовать заброшенные постройки было бы интересно, но, увы, авторы предпочли те самые однотипные коридоры.
- Dead Space 3: тестирование производительности
Тестирование девятнадцати видеокарт и шестидесяти восьми процессоров в двух разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры Dead Space 3 на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила