Луч света в темном царстве. Обзор и тестирование монитора Samsung S24A850DW (страница 3)
реклама
Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT
С помощью программы HCFR Colormeter и «откалиброванного» колориметра X-Rite Eye-One Display 2 мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше режимах, как изначально предустановленных, так и специально разработанных. Кроме того, по произведенным измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек черно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
Режим Custom, активированный по умолчанию, отличается неплохой настройкой. Однако кривые трех основных каналов лежат несколько выше референсной кривой, хотя и относительно близко друг к другу. Это делает изображение мягким, не столь контрастным и правильным (есть же стандарты), каким оно должно быть. Серый клин лежит по оси X рядом с нейтральной точкой белого в 6500 Кельвин, а если говорить точнее, то области DeltaE<10. Есть еще куда стремиться.
Первоначальный тест UDACT оказался не столь печальным. Единственной глобальной проблемой, по мнению программы и спектрофотометра i1 Pro, стала точка белого. В остальном все более или менее хорошо.
реклама
Второй из доступных режимов – Standard оказался почти стопроцентно похож на Custom с настройками по умолчанию. Обсуждать здесь нечего.
Три оставшихся (Game, Cinema и Dynamic Contrast) вошли в одну группу по самой простой причине – смысла в их применении нет никакого. Ужасающие гамма-кривые, несколько иное расположение серого клина – дальше от «референса». Все это дает мне право назвать эти заводские пресеты неупотребляемыми в реальных задачах. Хотя, взглянув на них самостоятельно, вы пришли бы к такому же выводу.
Произведенные изменения в настройках монитора позволили немного преобразить полученные результаты. Теперь кривые RGB каналов в основном лежат чуть ниже линии с гаммой 2.2. Это делает изображение, наоборот, чуть более контрастным, чем необходимо. Точки серого клина поднялись по оси Y, тем самым избавив себя от очень слабого паразитного оттенка. Теперь половина из них находится в пределах границ DeltaE<3. Продолжаем изучение результатов.
реклама
По отчету UDACT видны колоссальные изменения. Причем большая часть из них – отрицательные, что очень даже странно, исходя из скриншотов выше. Лишь точка белого пришла в норму, а вот Profile и Softproof Quality вышли из допустимых границ. Как говорится ныне в интернетах – «пичалька».
Калибровка с помощью колориметра с примененной матрицей адаптации под конкретный экземпляр монитора позволила привести гамма-кривые в идеальное состояние, однако точки серого клина отреагировали на подобное изменение совсем не лучшим образом, выйдя за пределы минимальных отклонений DeltaE<3.
Посчитав это случайностью, я попытался настроить монитор референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro через программу LaCie Blue Eye Pro PE. Однако и это не сделало серый клин близким к идеалу. Теперь взглянем, что думает тест UDACT.
В нем, как ни странно, все оказалось в норме. Судя по результатам, точка белого пришла еще в большую норму, чем была до калибровки. Устроили программу и баланс серого, качество цветопередачи и возможности для «софтпруфа». Как вы понимаете, бывают и такие несостыковки между программами (либо оценкой на глаз) в сравнении с полученными данными самого ПО. Кому доверять больше – личное дело каждого. Я лишь могу заверить вас, что разница еле уловима и не играет существенной роли при работе с фото- и видеоинформацией.
Полученный сертификат на соответствие стандартам UGRA подтверждает, что монитор соответствует трем из семи цветовых стандартов. Среди них, конечно же, есть и самый главный – sRGB. В итоге подобная проверка дисплея еще раз доказала, что PLS матрица ничем не хуже равной по диагонали IPS панели.
Дополнительные возможности и настройки
Модель Samsung S24A850DW обладает двумя датчиками: присутствия и освещенности. Работа каждого из них, а также достоинства и недостатки были рассмотрены в разделе изучения OSD меню. Сейчас же проверим влияние режимов Gamma Mode на изображение при остальных настройках по умолчанию. И для начала рассмотрим измеренные гамма-кривые в каждом из доступных пресетов.
Получается, что если просто взглянуть на графики, то самыми оптимальными выглядят два режима – Mode 1 и 2. Если же посмотреть на полученные цифры средней гаммы, то все встает на свои места:
- Mode 1 – 2.04;
- Mode 2 – 2.19;
- Mode 3 – 2.38.
Исходя из цифр, при желании получить картинку, близкую к идеальной (за вычетом несоответствия цветового охвата стандарту sRGB), вам в первую очередь необходимо выставить Gamma Mode 2. О пресете под цифрой «3» можете даже и не думать. Он вам точно ни к чему, как и полученная излишне контрастная, неправдоподобная картинка. Лучше ее сделать такой, если уж очень нравится, в любом редакторе графики при изначально правильной картинке на экране.
Можно было бы поговорить и о настройках Magic Color, но смысла в этом я не увидел. Принцип работы данной технологии был изучен ранее в других обзорах моделей Samsung. Пользы от нее нет.
реклама
Равномерность градиентов
Точных данных по небольшому количеству PLS матриц еще не собрано. Как, впрочем, нет и нормальных datasheet’ов на применяемую матрицу в Samsung S24A850DW. Одна «птичка» гласит о навеянной ей информации об использованной псевдовосьмибитной матрицы (шесть бит+A-FRC), вторая заявляет, что в мониторе применена панель LTM240CL01 с настоящими восемью битами на канал. По ссылке можно найти фразу «model can display up to 16.7 millions colors», но она не является доказательством превосходства PLS над многими современными e-IPS решениями. Как-никак компания LG в своих документах четко указывает данные матрицы, Samsung же решили обойтись лишь подобной фразой. Как говорится, дело каждого.
Что касается равномерности градиентов, то на мониторе Samsung ничего нового и удивительного я не увидел. Градиенты оказались ничем не лучше нынешних псевдовосьмибитных e-IPS, а при снижении яркости до 80-100 нит с приведением точки белого к 6500K и произведенной калибровкой я бы сказал, что они даже похуже - есть пара очень резких переходов с недопустимыми, по моему мнению, отклонениями в градациях. Правда, подобные бывают после калибровки и у IPS. Поэтому по градиентам – паритет. Тем более, что на PLS все же не так сильно видны грязно-желтые переходы, что опять же намекает на использование «дизеринга».
Стабильность цветовой температуры
Продолжим изучение монитора Samsung S24A850DW, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных заводских пресетах Magic Bright.
Средние значения цветовой температуры почти во всех режимах оказались очень близкими к 6500K. Отклонения небольшие - около 2.5%. Максимальный разброс куда больше – от 3.5 до 9.3%. Хуже всего результаты режима Cinema, который уже и ранее успел продемонстрировать все свои проблемы. Хотелось бы напомнить, что определить по значениям из таблицы преобладание тех или иных паразитных оттенков невозможно. Результаты демонстрируют лишь данные, снятые по оси X. А поэтому любопытным рекомендую еще раз посмотреть CIE диаграммы в соответствующем разделе тестирования.
После произведенной настройки точка белого невиданным образом отдалилась еще сильнее от 6500K, составив 6791 против 6696 при настройках по умолчанию. Хотя, конечно, надо учитывать то, что получить даже через 10 секунд один и тот же результат невозможно. Разница между несколькими измерениями в одной точке в течение 1 минуты может достигать 50-70 Кельвин. Но, несмотря на это, в любом случае мне удалось снизить среднее отклонение. Пускай и немного.
Принимает эстафету откалиброванный монитор. Точка белого в таком случае составила 6633 Кельвин, среднее отклонение меньше одного процента, максимальное – 1.66%. Вполне себе стандартный результат после произведенных действий. Было бы так без них – цены бы не было такому дисплею.
Теперь рассмотрим результаты специальных режимов цветовой температуры Color Tone. Напомню, что по умолчанию производитель установил пресет Custom с настройками RGB 50/50/50. Впрочем, при таких настройках на вид он полностью соответствует пресету Normal. Я бы сказал, что они идентичны. Также стоит учитывать, что значения первого столбца полностью совпадают с результатами режима Custom из первой таблицы данного раздела тестирования.
Первое, на что я хочу обратить внимание – Warm 1. Его отклонения от точки белого можно назвать идеальными. В других режимах таких небольших отклонений можно достичь только путем калибровки. Без вариантов.
Немного хуже пресет Warm 2. Отклонение чуть выше среднего, оно все равно ниже 1 процента, но зато максимальное – в четыре раза выше. Это уже серьезно. Оставшиеся варианты цветовой температуры по отклонениям похожи на Custom и Normal. Каждый из проверенных режимов отвечает заявленному имени, но предпочтительнее пользоваться либо Custom, либо Normal. Другие пресеты оставьте для очень специфичных условий просмотра.
Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости
Для первоначального изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим Standard. Значение яркости менялось с 100 до 0% с шагом в 10 единиц.
Полученный рабочий диапазон яркости при максимально возможном уровне контрастности в ~900:1 составил немалые 70-349 нит. Первый результат – норма для IPS, а соответственно и для его аналога разработки Samsung – матриц PLS. Второй – еще один феноменальный результат, который не смогут продемонстрировать многие.
Снижение яркости линейно во всем диапазоне. Разница между значениями КК несущественна. Минимального значения в 62 нит более чем достаточно для продолжительной работы за монитором при плохом освещении, а возможность повысить его до 323 нит позволяет работать за монитором при любом наружном освещении.
Скорость матрицы и инпут-лаг
В мониторе используется S-PLS (или просто PLS, смысл от этого не меняется) матрица производства Samsung с заявленным средним временем отклика в 5 мс, измеренным по методике Gray-to-Gray. Данная цифра не сильно отличается от заявленных в ТХ для дисплеев с *-IPS матрицами, что является еще одним доказательством прямого соперничества между данными типами панелей. С учетом наличия в настройках монитора параметра Response Time можно догадаться об использовании технологии разгона «OverDrive». Естественно, ее название у каждой фирмы свое, но более привычна аббревиатура OD. Просто OD.
Для начала рассмотрим все полученные результаты при настройках по умолчанию (Response Time – Faster):
По представленной картинке очевидно, что S24A850DW даст фору многим IPS представителям, а также любому *VA монитору. Про TN+Film разговор вести не будем, ведь и среди них попадаются как очень быстрые модели, так и наоборот. Рассмотренный Samsung и по собственным ощущениям, и по полученным результатам оказался достаточно быстрым монитором, чтобы не повредить нервные клетки (а они не восстанавливаются) своим будущим покупателям и нынешним пользователям недостатком прыти.
Перейдем к сравнению режимов Response Time:
В который раз я схожусь во мнении, что производители могут убрать подобные пункты из меню. Компания Samsung в особенности. Какой смысл запутывать пользователя, если с завода активирован самый оптимальный режим? Переключившись на Normal, шлейфы удлиняются. Включив Fastest, бывший до этого шлейф приобретает более резкие края, а в дополнение появляется новый сине-фиолетовый шлейф – прекрасно заметные артефакты от разгона матрицы. В итоге хочешь или нет, но Response Time лучше оставить с настройками по умолчанию.
Измеренный с помощью программы SMMT на основании десяти фотографий средний инпут-лаг составил 3.2 мс. Максимальный не превысил 5 мс, что является хорошим результатом, доказывающим, что производители прислушиваются к обозревателям и активным форумчанам, не забывая про такую характеристику как input-lag. Для пользователей и любителей поиграть в онлайн-игры измеренная задержка не будет ощущаться.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила