Без тормозов. Обзор и тестирование игрового монитора BenQ XL2420T (страница 2)
реклама
Меню и управление
Управление BenQ XL2420T производится шестью сенсорными клавишами, спрятанными под полупрозрачным пластиком. Каждая из них обладает мягкой, не напрягающей глаза белой подсветкой. В целом нажатия отрабатываются нормально, но с тестовым экземпляром наблюдались определенные сложности с откликом двух нижних кнопок – приходилось нажимать их несколько раз для обработки действий.
Самая нижняя кнопка – включение и выключение монитора. Пять остальных отвечают за управление параметрами XL2420T. С их помощью можно открыть главный «блок» OSD, в котором находятся разделы быстрого доступа к той или иной функции, выставленные производителем по умолчанию. В дальнейшем три из них можно заменить по своему усмотрению.
реклама
Как уже отмечалось ранее, управление монитором BenQ может осуществляться за счет специального комплектного манипулятора. Как ни странно, но именно такой способ (с помощью колеса прокрутки с возможностью нажатия и четырьмя клавишами) показался мне наиболее удобным и быстрым. Причем он ни в коей мере не ограничивает возможности OSD, позволяя добраться до любого раздела/функции, подобно управлению через сенсорные кнопки.
Изначально выбранные разделы позволяют применить один из предустановленных пресетов изображения (коих здесь восемь, и еще три настраиваемых), переключить режимы Display Mode (охватывают работу встроенного «скалера», позволяя выставить многие форматы изображения), после активации которых открывается доступ к Smart Scaling. Последняя опция призвана обеспечить растяжение картинки без потери ее качества. Самое главное – по факту это действительно так, она не привносит сильно видимых ухудшений. Но с другой стороны, изначальная интерполяция картинки (а на LCD без этого никуда) и без нее заметно ухудшает изображение, делая его не таким резким и четким, как при нативном разрешении. Другое дело, что у BenQ XL2420T данная особенность проявляется в меньшей мере, чем у других виденных мною мониторов. Действительно, разработчики серьезно поработали над алгоритмами работы монитора в подобных ситуациях.
Говоря же о смысле всех этих «фишек» модели, у меня нет четкого представления, что должно произойти, чтобы ими захотелось воспользоваться даже профессиональному игроку. Те игры, на которые ориентирован данный монитор (CS 1.6, CS Source) давно выдают до 200+ кадров в секунду на средних игровых системах при Full HD разрешении. Вот и скажите мне, какой смысл это разрешение снижать? Хотя, скорее всего, я чего-то и не понимаю. Не зря же в разработке XL2420T принимали участие очень известные в киберспорте личности.
Но не будем зацикливаться на паре функций и перейдем к рассмотрению структуры основного меню, скрытого за кнопкой «4».
Оно представлено в очень интересной форме. Это широкое окно с черным фоном, поделенное на четыре области. Его положение нельзя изменить, оно заблокировано и «прилеплено» к нижней правой части экрана. Там же отображаются функции каждой из сенсорных клавиш, которые частенько меняются в зависимости от выбранного раздела OSD.
Первый же раздел под названием Display предлагает пользователю отрегулировать стандартные параметры, свойственные каждому монитору при аналоговом подключении через D-Sub. Но, как и всегда, проще воспользоваться функцией Auto Adjustment, которая сделает все в лучшем виде в автоматическом режиме.
реклама
Куда более полезные для любого юзера настройки находятся в разделе Picture. В нем целых одиннадцать подразделов, охватывающих настройки от яркости, контраста, гаммы и цветовой температуры изображения до параметров, отвечающих за скорость монитора (уменьшение времени отклика матрицы путем активации Over Drive и режим Instant Mode для сокращения инпут-лага). Здесь же в зависимости от выставленного режима изображения можно настроить уникальную опцию Black eQualizer (высветляет темные участки), откорректировать оттенок и насыщенность картинки. В случае необходимости пользователь может привести настройки раздела к установленным на заводе, выбрав опцию Reset Color.
Ручная установка цветовой температуры выполнена в привычном стиле. Кстати, несмотря на то, что некоторые обозреватели указывают на невозможность отрегулировать RGB через дополнительный блок управления – я с такими проблемами не столкнулся. Нажатие на колесико переводит к следующему цветовому каналу, а кнопка «Back» возвращает к предыдущему.
Раздел с «продвинутыми» настройками Picture Advanced предлагает доступ к не менее важным параметрам. В их числе: выбор предустановленного режима изображения, Senseye Mode (делит экран на две части, показывая в одной из них изображение после обработки встроенным «процессором»), активация динамической контрастности, выбор работы «скалера» Display Mode, Smart Scaling (рассмотрен выше), формат цвета, диапазон RGB при подключении через HDMI и Smart Focus. Из интересного - только последняя опция, в настройках которой можно выбрать размер и положение «фокуса». В данном случае часть изображения вне «фокуса» сильно затемняется, тем самым опрокидывая взор пользователя на небольшую часть без изменений. Опять же – смысла данного действа я не увидел. Видимо, производитель шел по принципу: чем больше настроек и возможностей, тем лучше. Проблемы возникают с тем, как придумать им реальное применение.
Любые выставленные настройки можно сохранить в один из трех профилей Game в соответствующем разделе Save Settings. Изначально в них прописаны параметры, идентичные предустановленным режимам FPS1, FPS2 и RTS, но ничего не мешает вам изменить их на свой вкус. Жаль лишь, что нельзя изменить названия этих специальных пресетов. Плюсы же очевидны – их активация доступна через специальный блок S Switch. А это, к слову, куда быстрее, чем перебирать режимы в Display Mode, поскольку их активация (к вящему раздражению пользователя) происходит в течение пары секунд, причем перескочить сразу к нужному пресету попросту невозможно.
Настройки звука сосредоточены в разделе Audio. Кроме регулировки громкости и выключения звука (Mute), так же можно дезактивировать писк при каждом нажатии любой из клавиш (опция Buzzer).
Доступ к оставшимся параметрам находится в разделе System. Здесь пользователь может выбрать необходимый видеоинтерфейс, изменить настройки OSD (язык, русский присутствует; время показа при бездействии; блокировка доступа) и назначить функции для каждой из трех кнопок быстрого доступа.
Из их числа можно отметить: яркость, контраст, Smart Focus, Volume, Mute, Black eQualizer и Input. Другими словами, можно по своему вкусу настроить доступ к быстрым настройкам и часто используемым параметрам.
реклама
Продолжая повествование о разделе System, отмечу возможность выставить время для выключения монитора (иными словами – таймер), выключить интерфейс DDC/CI, определить поведение автоматического переключения интерфейсов видеосигнала при использовании HDMI (HDMI Auto Switch). Также доступно отключение «нотификации» о смене разрешения и вывод стандартной информации о рабочих параметрах монитора. Сбросить все настройки до значений по умолчанию поможет опция Reset All.
Результаты тестирования
Цветовой охват
В качестве подсветки в мониторе BenQ XL2420T применены светодиоды с белым свечением (White-LED), благодаря которым цветовой охват дисплея приблизительно должен быть равен стандарту sRGB.
Однако, как оказалось, треугольник ЦО протестированной модели заметно сдвинут относительно рассматриваемого стандарта (о AdobeRGB, как это часто бывает, речи и быть не может). Таким образом, возможности XL2420T превосходят sRGB в фиолетовой, желтой и синей зонах, но при этом отстают на зеленом и бирюзовом участках.
На следующих видеороликах показан полный ЦО монитора в сравнении с цветовыми стандартами:
В обоих случаях внутренние фигуры – BenQ XL2420T, внешние – цветовые пространства sRGB и AdobeRGB. Итоговые результаты соответствия:
- sRGB – 93.1%;
- AdobeRGB – 67.3%.
Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Итоговый результат укладывается в мои представления о достаточном процентном покрытии стандарта sRGB для начала трудовой деятельности по фото- и видеоредактированию. Проще говоря, для работы с цветом ЦО XL2420T будет достаточен, но главное - не забыть правильно его настроить (а лучше откалибровать) и использовать ICM/ICC профиль в соответствующем ПО. И, конечно, не нужно напоминать, что в монитор установлена TN+Film матрица с заметным (для профессионалов – сильным) цветовым сдвигом даже при отклонениях на 3-5 градусов от нормали. Поэтому заниматься подобной работой перед таким дисплеем - не лучшее занятие. Игры – вот для чего он создавался!
Яркость/контрастность и основные показатели цветопередачи
В OSD монитора представлено восемь предустановленных режимов Picture Mode, среди которых три игровых. Дополнительно есть три перенастраиваемых пресета Game. Изначально в них прописаны те же настройки, что и в FPS1, FPS2, RTS, а поэтому они не будет представлены в результатах тестов.
Режим Standard оказался излишне ярким, продемонстрировав заявленные производителем характеристики – почти 350 нит при контрастности в 1058:1. Среднее значение гаммы далеко от идеала, отклонения цветопередачи, выраженные в DeltaE94, маленькими не назовешь. Хотя если учитывать, что представленный монитор оснащается TN+Film матрицей, то такие значения можно с некоторой натяжкой назвать выдающимися.
Movie и Photo я отнесу к одной категории. Яркость в обоих значительно ниже, чем в Standard Mode, но и коэффициент контрастности ровно в два раза ниже. Каждый из них не может похвастать качеством цветопередачи, ведь с такими показателями до идеала очень далеко. Серьезные отклонения DeltaE и показатель средней гаммы почти в три единицы – это вам не шутки. Какое уж тут кино и фото… К тому же всю картину дополнительно омрачает сильно увеличенная резкость, приводящая к значительному количеству артефактов на изображении, на которое попросту невозможно смотреть.
Пресет sRGB в целом похож на Standard, однако яркость белой точки ниже – 248 нит, что, впрочем, никак не вписывается в требования соответствующего стандарта. Хорошим выбором может стать и Eco Mode с яркостью 164 нит и одними из наименьших отклонений по цветопередаче.
На первый взгляд, три игровых профиля настроены в соответствии с требованиями киберспортсменов. А им, как логично предположить, не требуется достоверная цветопередача. Главное – различимость темных участков и хорошая яркость экрана (мало ли где приходится играть). Все это в полной мере представлено в этих игровых режимах. Средний показатель гаммы далек от референсного значения 2.2. Отклонения цветопередачи очень велики, как и было ожидаемо. В том же RTS максимальная дельта близко подходит к 30 единицам, а это серьезная заявка на «успех». Отмечу, что режимом по умолчанию выбран FPS1, не отличающийся качеством первоначальной настройки.
Теперь рассмотрим результаты настроенного и откалиброванного монитора. Для получения яркости 100 нит и цветовой температуры белой точки в 6500K настройки приняли следующий вид:
- Picture Mode – Standard;
- Gamma – 2;
- Brightness – 0;
- Contrast – 40;
- Color Tone – Custom - 94/97/99.
Значение Gamma Mode, отличное от стандартного «3», было выбрано не случайно. Более подробно об этом рассказано в следующем подразделе тестирования.
Внесение ручных корректировок позволило добиться оптимальных яркости и точки белого. Коэффициент контрастности упал не так сильно, как это происходит в предустановленных режимах. Всего лишь до 833:1. Среднее значение гаммы в 2.09 является оптимальным вариантом по сравнению с ранее полученными результатами. Жаль только, что отклонения цветопередачи практически принципиально не изменились, оставшись на уровне Standard и sRGB режимов.
Изменить результаты в лучшую сторону помогла калибровка с помощью связки «колориметр+спектрофотометр». Первые три параметра из таблицы остались неизменными, но три более важных претерпели кардинальные изменения. Гамма приблизилась к идеалу, а отклонения DeltaE94 составили 0.89 и 2.16 единиц соответственно. Это не самый лучший результат из полученных в нашей лаборатории, но все же достойный для TN+Film дисплея.
Дополнительные возможности и настройки
Для этой статьи данный раздел был перенесен выше, поскольку первоначально предполагалось разобрать важные настройки и основные возможности BenQ XL2420T, играющие далеко не последнюю роль в формировании правильной/неправильной цветопередачи и помощи киберспортсменам, а уж после продемонстрировать измеренные гамма-кривые и серый клин.
Для начала изучим влияние параметра Gamma Mode (в Standard Mode) на изображение на мониторе. По умолчанию производитель выбрал Gamma 3, что, исходя из полученных результатов, оказалось довольно странным. Ниже представлены данные по каждому из пяти возможных значений.
Средние показатели гаммы оказались следующими:
- Gamma 1 – 1.95;
- Gamma 2 – 2.13;
- Gamma 3 – 2.34;
- Gamma 4 – 2.50;
- Gamma 5 – 2.69.
Отчетливо видно, как по графику гамма-кривых, так и по среднему значению, что самым оптимальным вариантом является режим Gamma Mode 2. В нем заметно отличается от «референса» только синий канал, остальные два лежат вплотную, либо очень близко (в зависимости от участка) на черной линии гаммы 2.2. Но судя по всему, производитель просто не задавался целью сделать достоверно. Устроит ли это покупателей – расскажут отзывы.
Теперь перейдем к рассмотрению функции Black eQualizer. Она была внесена в возможности монитора на благо геймерам. С ее помощью можно высветлить темные участки, предоставив возможность легче ориентироваться на темных картах в играх типа Counter Strike 1.6, CS Source и аналогичных. Данная функция получила диапазон регулировки в 0-20 с шагом в 1 единицу. Для более наглядного представления о работе «эквалайзера черного» я выбрал пять значений: 0, 5, 10, 15 и 20.
В первую очередь по графикам выше можно заметить, что они серьезно отличаются от пяти предыдущих. Это так, и на то есть веская причина. Настройка Black eQualizer доступна только в трех игровых режимах, а цветопередача в них, как я уже успел выяснить, далека от идеала. А поэтому и гамма-кривые совсем иные, чем при изучении работы Gamma Mode в пресете Standard. В остальном же смысл работы BeQ прост до безобразия: форма гамма-кривых серьезно меняется на участке 0-40%, где и находятся самые темные (и не очень) цветовые оттенки. И если при значениях 0 и 5 работа функции совсем незаметна, то при 10 и выше изменения заметит любой человек. Сильное возвышение кривых относительно «референса» серьезно сказывается на качестве цветопередачи, а поэтому «полезность» данной функции будет таковой только для игроков с соответствующими требованиями.
И тут я даже не могу и предположить – сколько же их? Действительно так много? Играли же все раньше и без таких вот фишек и ничего. Или Black eQualizer поднимет уровень использующего его киберспортсмена до небывалых высот? Все может быть…
Последний скриншот представлен просто в качестве факта возможности активации 120 Гц на BenQ XL2420T. Мало ли что вы можете подумать после неудачного Acer HS244HQ, побывавшего у нас в лаборатории :). В случае с детищем BenQ скажу, что заявленное в ТХ доступно в полном объеме.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила