Старый рецепт на новый лад: обзор и тестирование Gainward GeForce GTX 550 Ti (страница 2)
реклама
От овального основания расходятся ребра-лепестки, раздваивающиеся на конце. Даже простейшие радиаторы боксовых процессоров Intel из недавнего прошлого были устроены сложнее, там, по крайней мере, был медный сердечник.
Вся конструкция крепится четырьмя подпружиненными винтами. На радиатор наклеены специальные ножки-резиночки, служащие защитой от перекосов при установке и ограничивающие затяжку винтов. Обдувается все это «великолепие» одиннадцатилопастным вентилятором.
Обработка основания не впечатляет, оно все покрыто бороздками, которые легко ощущаются тактильно. Как всегда, производитель нанес избыточное количество термопасты:
реклама
Печатная плата также не блещет сложностью конструкции, что легко можно оценить по фото:
Для обеспечения питания GPU применяется четырехфазный преобразователь под управлением контроллера NCP 5395T, маркировку компонентов можно рассмотреть ниже:
Пожалуй, самый необычный момент в конструкции исследуемого ускорителя – применение микросхем памяти разного объема. Такая компоновка необходима, чтобы совместить 192-битную шину и 1024 Мбайта видеопамяти, набранные шестью микросхемами.
Разумеется, несмотря на это различие, их частотные характеристики одинаковы. Маркировка Hynix H5GQ1H24AFR T2C указывает на номинальное время доступа 0,8 нс, что соответствует эффективной частоте 5000 МГц (с учетом «учетверения» GDDR5 реальная рабочая частота составляет 1250 МГц). Как это часто случается, потенциал микросхем при проектировании видеокарты был реализован не полностью – стандартная частота видеопамяти для GeForce GTX 550 Ti составляет только 1026 (4104) МГц.
Отчасти это несоответствие можно будет исправить за счет разгона, но частенько даже добраться до «паспортного» значения частоты микросхем все равно не удается из-за того, что производители занижают напряжение питания в целях снижения тепловыделения и энергопотребления.
реклама
В общем и целом, видеокарта на проверку оказалась чрезвычайно простой в конструктивном плане. В этом нет ничего удивительного, ведь перед нами не какой-нибудь продукт топ-класса, а скромный ускоритель начального уровня. Единственное, что вызывает опасение – на редкость примитивная конструкция системы охлаждения. Пусть тепловыделение 40 нм процессора GF116 не так велико, но алюминиевый радиатор-болванка в век тепловых трубок и испарительных камер смотрится откровенно несерьезно, и, что важнее, может не справиться со своими обязанностями при значительном разгоне карты.
Тестовый стенд
- Материнская плата: ASRock P67 Extreme 4 (BIOS v. 1.1);
- Процессор: Intel Core i5-2500K (базовая частота 3300 МГц);
- Система охлаждения процессора: Noctua NH-D14 (2 x Scythe Slip Stream SY1225SL12SH; ~950-1800 об/мин);
- Оперативная память: Corsair TR3X6G1600C7 (DDR3-1600, 7-7-7-20, 2x2 Гбайта, двухканальный режим);
- Видеокарты:
- NVIDIA GeForce GTX 460 768 Мбайт;
- Gainward GeForce GTX 550 Ti;
- NVIDIA GeForce GTX 560 Ti;
- Жесткий диск: Western Digital WD1001FALS (1000 Гбайт);
- Блок питания: Cooler Master Real Power M1000 (1 КВт);
- Корпус: открытый стенд.
Программное обеспечение
- Операционная система: Windows 7 x64 Ultimate;
- Драйверы видеокарт: nVidia Display Driver v. 266.66 для видеокарты GeForce GTX 560 Ti, nVidia Display Driver v. 267.59 для видеокарты GeForce GTX 550 Ti, nVidia Display Driver v. 266.58 для видеокарты GeForce GTX 460 768 Мбайт;
- Вспомогательные утилиты: MSI Afterburner v. 2.1.0, GPU-z v. 0.5.2
Процессор тестового стенда функционировал на частоте 4500 МГц. Такой уровень разгона для новых 32 нм CPU Intel не является предельным, частота 4,5 ГГц была выбрана как «типичная» и достижимая для абсолютного большинства пользователей разблокированных процессоров Sandy Bridge.
Инструментарий и методика тестирования
Для разгона видеокарт, а также мониторинга температур и оборотов вентилятора использовалась утилита MSI Afterburner 2.1.0.
Для прогрева и проверки стабильности работы видеокарт в процессе разгона использовались утилиты OCCT GPUw (режим Error Check, 1024 x 768) и FurMark (Stability Test, Extreme burning mode, 1920 х 1200, AA0). Полученные частоты дополнительно проверялись прогонами теста Heaven Benchmark v 2.1 c экстремальным уровнем тесселяции и графических тестов из пакетов 3DMark 06 и 3DMark Vantage.
Для проверки температурного режима видеокарт в условиях, приближенных к повседневным, использовался Heaven BenchMark v. 2.1 (shader: high, tessellation: normal, AA4x, 1920 х 1200).
Производительность в игре Crysis Warhead исследовалась с помощью утилиты Framebuffer Benchmarking Tool. В играх Lost Planet 2, Resident Evil 5, Mafia 2, Dragon Age: Origins тестирование проводилось с помощью утилиты FRAPS v. 3.2.3.
Уровень шума измерялся при помощи цифрового шумомера Becool ВС-8922 с погрешностью измерений не более 0,5 дБ. Измерения проводились с расстояния 1 м. Уровень фонового шума в помещении – не более 27 дБ. Температура воздуха в помещении составляла 22-23 градуса.
Разгон
Часто при тестах новых, только что появившихся на рынке образцов железа возникает проблема отсутствия необходимого программного обеспечения для разгона. В этот раз «шаманить» не пришлось, самый обычный MSI Afterburner v. 2.1.0 отлично распознал видеокарту, предоставив возможность регулировки частот, напряжения питания GPU и оборотов вентилятора. Возможно, сказывается родство видеокарты с предшествующей GeForce GTS 450, или программисты MSI просто «заранее подсуетились», введя поддержку GTX 550 Ti.
Сразу выяснилось, что тестовый экземпляр видеокарты функционирует на повышенных частотах. Ядро разогнано со стандартных 900 до 1000 МГц (прирост составляет ~11,1 %), видеопамять – со стандартных 4100 до 4400 МГц (~7,3%). Не самый плохой заводской оверклокинг, ведь часто под вывеской «разогнанная карта» предлагают продукт с увеличенными на 3-5% частотами. Это в свою очередь дает надежду на хороший частотный потенциал ядра, ведь недаром же конструкторы Gainward проявили такую смелость.
Напряжение питания GPU по умолчанию составляет 1,075 В. Для начала я снизил его на 0,05 В – до 1,025 В с одновременным уменьшением частоты до 900 МГц, частота памяти была также понижена до 4100 МГц, как и положено карте по спецификациям NVIDIA. На этих частотах ускоритель в дальнейшем использовался для проведения тестов производительности, температурного режима и уровня шума.
реклама
При проведении разгона я отталкивался от заводского значения частоты ядра, равного 1000 МГц. При напряжении 1,075 В удалось добиться стабильной работы видеокарты только на частоте 1015 МГц. В Gainward, похоже, работают настоящие «снайперы заводского разгона», я в первый раз встречаю экземпляр видеокарты, у которого стандартная частота так близка к предельной. Интересно, а если бы сей ускоритель оказался чуть более неудачным экземпляром – он что, вообще не смог бы пройти тест на положенной частоте? – Нет, отдел контроля, скорее всего, просто положил бы его в другую корзину, ту, из которой на рынок попадают «обычные» модификации GTX 550 Ti, без заводского разгона.
Мне осталось только повысить напряжение, хотя и так было понятно, что без этого не обойдется. И вот тут-то и начались настоящие проблемы: при напряжении 1,1 В вообще не было зафиксировано роста максимальной стабильной частоты, карта по-прежнему оставалась работоспособной только при разгоне ядра до 1015 МГц. Хорошо, напряжение было увеличено всего-то на 0,025 В, надо попробовать подать чуть больше – следующий шаг 1,125 В. Рабочая частота выросла на 5 МГц – до 1020! Еще больше – 1,15 В – и конечный результат в 1025 МГц!
Хм... То есть разгон составил 2,5% к номинальному значению частоты. Воистину удивительный случай, и уж тем более уникальный, если принять во внимание довольно простую конструкцию и не самый высокий «класс» видеокарты – такие ускорители, не обремененные избыточным тепловыделением, обычно разгоняются очень успешно.
Я не мог оставить этот феномен без внимания и провел небольшой мониторинг результатов разгона, о которых сообщают новоиспеченные обладатели GeForce GTX 550 Ti. Выяснилось, что владельцы часто разгоняют эти карты до частоты около 1050 МГц, дабы не завышать напряжение и не ухудшать тепловые и шумовые характеристики ускорителя. Отдельные модификации GeForce GTX 550 Ti, предназначенные для оверклокинга (некоторые производители представили такие версии, на них используются сложные системы охлаждения с тепловыми трубками и качественная элементная база) могут стабильно работать на частотах порядка 1100 МГц, редкие экземпляры – до 1150 МГц.
В целом, на этом фоне достигнутый результат не выглядит провальным, хотя и удачной тестируемую карту не назовешь. По сравнению со «средним уровнем», она не добрала порядка 20-30 МГц частоты, что составляет всего пару процентов от итогового результата. В сравнении со спецификациями NVIDIA ядро было разогнано почти на 14% (если быть совсем точным +13,8%), что тоже неплохо – бывали результаты и похуже, хотя такое чаще случается с горяченными «топами», чем со скромными карточками среднего класса.
А вот разгон памяти, напротив, приятно удивил. Микросхемы, работающие на частоте 4100 МГц, уверенно разогнались до 4800 МГц (прирост составил ~17%). Вроде бы, результат не так велик, но в сочетании с расширенной 192-битной шиной это привело к увеличению полосы пропускания памяти до 115,2 Гбайт/c, что вдвое перекрывает результат стандартной видеокарты GeForce GTS 450 (предшественницы GTX 550 Ti). Теперь-то уж точно у сравнительно слабого графического процессора GF116 будут «развязаны руки» - подсистема памяти работает очень быстро: к примеру – GeForce GTX 560 Ti, которая по количеству блоков ядра и математической производительности превосходит GTX 550 Ti почти вдвое, довольствуется полосой пропускания 128,2 Гбайт/c, что ненамного больше.
Температурный режим и уровень шума
Во время проведения эксперимента по разгону видеокарты я сразу подумал, что причиной неудовлетворительного результата может быть низкая эффективность системы охлаждения. Для начала приведу результаты, полученные на частотах, соответствующих официальным спецификациям NVIDIA.
Сначала было проведено тестирование на прогрев видеокарты «мохнатым бубликом» FurMark. Это традиционный тест, который слабо соотносится с реальным использованием карты, но позволяет проверить работоспособность системы охлаждения в экстремальных условиях и лучше отследить алгоритм управления оборотами вентилятора. Кроме того, многие читатели до сих пор используют «бублик» для проверки стабильности и прогрева своих видеокарт, так что для них эти результаты могут быть показательны.
Ну что ж, при частоте ядра 900 МГц и напряжении питания 1,025 В система охлаждения достойно справляется со своими обязанностями. Графический процессор прогрелся только до 75 градусов, что является хорошим результатом для этого тяжелого теста, вентилятор при этом раскрутился только до 48% максимальных оборотов. Зафиксированный уровень шума – 36,2 дБ – ускоритель слышно, но шум не раздражает.
При «игровом» тестировании с использованием Heaven Benchmark видеокарту почти не слышно. Показания шумомера составляют 31,5-32 дБ, температура GPU ненамного ниже чем в «бублике» - 71 градус, но зато вентилятор не раскручивается выше 34-35% от максимальных оборотов. Приношу свои извинения за отсутствие скриншота-графика.
Те же тесты были проведены после разгона графического процессора до частоты 1025 МГц c поднятием напряжения до 1,15 В.
Furmark:
Температура возросла всего на три градуса (с 75 до 78), но, разумеется – не «бесплатно», а ценой увеличения оборотов вентилятора с 48% от максимума до 61%. Это очень существенная разница: видеокарта начинает надсадно гудеть, уровень шума возрастает до 43,7 дБ.
Heaven benchmark:
Здесь также наблюдается совсем небольшое увеличение температуры по сравнению с видеокартой, работающей на штатных частотах. Четыре градуса прибавки – это не много, но результат опять же достигнут за счет увеличения оборотов вентилятора с 34 до 49% максимальных. Уровень шума в этом случае составляет ~37 дБ, то есть разогнанный ускоритель отчетливо слышно при игровом использовании.
Продемонстрированные на графиках результаты показывают, что система охлаждения видеокарты настроена очень «осторожно» - так, чтобы пользователь мог наслаждаться тишиной: вентилятор раскручивается «лениво», температура ядра легко превышает 75 градусов.
Более того, до тех пор, пока температура ядра не достигнет 70 градусов, система вообще «спит». Вот график роста температуры при тестировании видеокарты OCCT GPU (режим Error Chek, я использую эту утилиту для «прикидочных» прогонов при поиске стабильной частоты):
Отмечена точка начала роста оборотов вентилятора. Они держатся на уровне 30% от максимума, пока температура ядра не превысит отметки 69 градусов.
К сожалению, попытки повысить эффективность охлаждения за счет изменения алгоритма оборотов вентилятора приводят только к значительному повышению уровня шума. Даже если выставить вручную максимальные обороты – температура GPU снижается только на 9-11 градусов, вентилятор воет – а толку чуть. Самое главное, что это не приводит к улучшению разгонного потенциала ускорителя более чем на 5-10 МГц. Очевидно, что на тест просто попал неудачный экземпляр GeForce GTX 550 Ti.
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила