Гражданская война: Asus ENGTS450 Direct CU против Palit GTS 450 Sonic
реклама
Содержание
- Вступление
- Архитектура GeForce GTS 450
- Asus ENGTS450 DirectCU TOP
- Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum
- Итоги сравнения конструкции видеокарт
- Тестовый стенд
- Разгон
- Температурный режим и уровень шума
- Заключение
Вступление
Три-два-один-Fight! Сегодня вашему вниманию предлагается отчет о битве двух видеокарт за кошельки покупателей. Друг против друга сойдутся самые что ни на есть «родные братья» - видеокарты на базе GeForce GTS 450. Производителями, рискнувшими подправить эталонную конструкцию, в этот раз оказались ASUS и Palit.
Обеим компаниям не занимать опыта по части создания «нереференсов». Так принято именовать модели собственной разработки, которые соответствуют спецификациям стандартной видеокарты, но обладают оригинальным дизайном и конструкцией. Они создаются для повышения эксплутационных качеств «эталона»: чаще всего производители улучшают тепловой режим и/или шумовые характеристики, а также дорабатывают печатную плату, усиливая преобразователи питания графического процессора и памяти. Конечно же, подобные продукты способны заинтересовать оверклокеров, поскольку перечисленные улучшения приносят плоды в виде дополнительных МГц при разгоне.
К сожалению, иногда «нереференсы» получаются откровенно неудачными: такое случается из-за конструкторских ошибок или желания производителя значительно снизить себестоимость устройства, что ведет к удешевлению элементной базы и чрезмерному упрощению конструкции. Чаще всего такие «провалы» происходят при модификации бюджетных ускорителей: это простенькие и «холодные» карты, мало кто утруждает себя тщательной проработкой печатной платы и охлаждения. Да и товар, кстати, – самый ходовой, каждый сэкономленный на производстве ускорителя доллар способен принести производителю бессчетные тысячи.
Постоянным читателям материалов лаборатории Overclockers.ru описанный «расклад» наверняка давно известен. Тем интереснее исследовать различные модификации, которые на проверку могут оказаться как выгодной покупкой, так и конструкторским «ляпом». Акценты расставлены, Lets Get Ready to Rumble! Хотя, стоп, прежде чем начинать подробное рассмотрение обеих моделей, не лишним будет вспомнить особенности архитектуры nVidia GeForce GTS 450.
Архитектура GeForce GTS 450
реклама
Данный раздел в нашем обзоре пары «нереференсов» не является обязательным, так как вопрос архитектуры графического процессора GF106 и видеокарты GeForce GTS 450 уже рассматривался в соответствующем материале. Несмотря на это, я все-таки приведу характеристики видеокарты в виде таблицы. Это необходимо для целостности материала, а также поможет автору представить свои соображения по поводу места исследуемых образцов на рынке.
|
|
Графический процессор |
|
Техпроцесс, нм |
|
Количество потоковых процессоров* |
|
Количество текстурных блоков |
|
Количество блоков ROP |
|
Частота ядра, МГц |
|
Частота шейдерного домена, МГц* |
|
Тип видеопамяти |
|
Эффективная частота видеопамяти, МГц |
|
Ширина шины памяти, бит |
|
Пропускная способность памяти, Гбайт/c |
|
Тепловой пакет, Вт |
|
Рекомендованная стоимость, $ |
|
* т.н. CUDA-процессоров
В нынешнем поколении видеокарт nVidia (его можно условно назвать «четвертым», по числовому индексу в наименованиях) присутствует четкое разделение продуктов по классам. Ускорители с префиксом GTX по определению самого производителя относятся к топовой игровой серии. Тут все честно, старшие GTX 480 и GTX 470 – настоящие монстры 3D-графики, ускорители помладше – GTX 465 и GTX 460 также являются мощными решениями, «вытягивающими» абсолютное большинство современных игр на высоких настройках.
Ниже семейства GTX в иерархии продуктов nVidia должны стоять видеокарты с префиксами GTS и GT. Забавно, что производитель объединил их на официальном сайте в один раздел, поместив в его описании вагон рекламы об «играх следующего поколения». Я еще согласен поверить в данное заявление применительно к GTS 450, но вот какая-нибудь 9500 GT, невесть как попавшая в эту группу, вообще не вписывается в понятие «игровой карты». Создается впечатление, что раздел просто наспех заполнили всем, чем только можно, включая древние (позапрошлое поколение) GT 9800/9500, лишь бы вывесить более внушительный список.
Интересно, что и подопытный GTS 450 отнесен к этому «немодному» семейству. Кроме него из современных «четырехсотых» в списке присутствует разве что откровенно слабый GeForce GT 430. Получается, производитель сознательно отделил GTS 450 от «старших товарищей». Исходя из этого, напрашиваются два сравнения. Во-первых, сопоставление архитектуры и возможностей GTS 450 со следующим по старшинству GTX 460; во-вторых, сравнение его с представителями предыдущего поколения.
С первым пунктом все ясно. Достаточно просто сравнить количество потоковых процессоров GF106 и GF104 (192 против 336), чтобы понять, какой существенный промежуток разделяет серии GTX и GTS. Придется искать 450-ой «конкурентов из прошлого».
реклама
Если вспомнить характеристики поколения GeForce 2xx, то сразу напрашивается сравнение GTS 450 c видеокартой GTX 260 первой ревизии (192 sp). Эти ускорители роднит одинаковое количество потоковых процессоров (не буду акцентировать внимание на их архитектурных различиях). К сожалению, по всем остальным параметрам новинка значительно уступает карте-предшественнице (количество других функциональных блоков ядра, скорость обмена с памятью). Не спасают GTS 450 и более высокие частоты, по показателям скорости заполнения сцены и «чистой» математической производительности она уступает GTX 260 на величину 15-25%.
Придется спуститься еще на ступеньку ниже и… о нет, только не он… как всегда встретиться с непотопляемым G92b. Этот процессор, ведущий родословную еще от G80, послужил основой для такого количества «переименованных» видеокарт и продержался на рынке так долго, что вспоминать его уже считается дурным тоном. Но придется. Последняя реинкарнация G92b в виде карточки GTS 250 еще как может потягаться с GTS 450, ведь у нее вдвое больше текстурных блоков, столько же блоков ROP, чуть более высокая скорость обмена с памятью (медленную GDDR3 спасает широкая 256-битная шина). В результате даже полуторное превосходство GTS 450 по количеству потоковых процессоров не позволяет ей продемонстрировать лучшие показатели скорости заполнения сцены и «математики».
Именно этот факт подтвердило тестирование моего коллеги Zik’а, ссылку на которое я уже приводил выше. В итоге, общий уровень производительности GTS 450 можно без заумных цифр охарактеризовать так: «чуть лучше GTS 250 (10-15%), но значительно слабее GTX 260, не говоря уж о GTX 460, которая демонстрирует результат на 40-60% выше».
Отлично, место ускорителя GeForce GTS 450 в линейке nVidia удалось определить более-менее точно. Осталось понять, какие характеристики являются ключевыми для подобной видеокарты. Несомненно, покупатель видеоплаты начального уровня рассчитывает на то, что она окажется «холодной»: такому ускорителю вряд ли предстоит работать в огромном и хорошо «продуваемом» корпусе. Несмотря на это требование, система охлаждения карты должна работать тихо (это не мощнейший «топ», завывания которого можно и потерпеть ради высокой производительности). И, наконец, разгон для бюджетной видеокарты просто необходим, ведь избытком мощности она «не страдает» от рождения.
В итоге получился «портрет» идеальной видеокарты: тихой, холодной и хорошо разгоняемой. Интересно, какой из участников обзора окажется ближе к этому идеалу?
Asus ENGTS450 DirectCU TOP
Видеокарта поставляется в небольшой коробке, оформленной идентично упаковке старшей модели ENGTX 460, которую автор исследовал совсем недавно. Единственное отличие - в данном случае размеры коробочки сильно уменьшены, в стандартный целлофановый пакет можно положить три штуки и еще место останется. На лицевую сторону вынесено наименование продукта и крупно обозначена тактовая частота GPU - 925 МГц (есть чем хвастаться, для «заводского разгона» это очень приличное значение).
Более подробная информация об особенностях ускорителя на разных языках представлена на обратной стороне коробки. Особое внимание производитель уделил тем «фишкам», которые могут очень пригодиться при разгоне: модифицированной системе охлаждения Direct Cu и технологии Voltage Tweak (программная регулировка напряжения питания GPU).
Видеокарта помещена в форму из мягкого пористого материала, в небольших дополнительных отсеках коробки размещены элементы комплекта поставки. Как всегда привожу его состав в виде списка:
- Переходник питания типа «2 Molex -> 6-pin». Полезный аксессуар, особенно для организации SLI-системы на базе двух таких ускорителей: GTS 450 не самая прожорливая видеокарта, соответственно велик соблазн использовать ее в связке с маломощным блоком питания, у которого может не оказаться нужного разъема;
- Диск с драйвером видеокарты и инструкция.
Не густо, но в этом рыночном сегменте вредно слишком сильно «раздувать» комплектацию, ведь перед нами недорогие видеокарты, а каждый дополнительный элемент может сослужить плохую службу в ценовой борьбе с конкурентами.
Надпись Direct Cu на коробке, как уже отмечалось выше, указывает на родство видеокарт ENGTX460 и ENGTS450 в исполнении Asus. Ознакомившись с внешним видом ускорителя, ничего нового я не увидел. Впору играть в «найдите десять отличий»: ENGTX460 и ENGTS450 - настоящие близнецы.
реклама
В ходе дальнейшего изучения конструкции, выяснилось, что внешним сходством дело не ограничивается. Система охлаждения Direct Cu существует в разных вариантах: с двумя или тремя тепловыми трубками. Более производительный «трехтрубный» вариант ставится исключительно на гигабайтную модификацию GeForce GTX 460. Рассмотренная автором в прошлый раз версия с 768 Мбайтами видеопамяти оснащается более простой системой с двумя тепловыми трубками, точно такой же, как и на ENGTS450 Direct Cu TOP.
Конструктивно система охлаждения представляет собой крупный алюминиевый радиатор, обдуваемый девятилопастным вентилятором. Для повышения эффективности работы системы охлаждения конструкторы применили технологию прямого контакта тепловых трубок с поверхностью графического процессора. Расположение трубок по центру основания в этом случае должно быть очень эффективным – площади контакта как раз хватает, чтобы целиком закрыть миниатюрный кристалл GF106. На ENGTX460 эта конструкция смотрелась хуже, огромная теплораспределительная крышка GPU наводила на мысль, что контакт будет посредственным.
Если учесть, что «двухтрубная» Direct Cu отлично справлялась с охлаждением более сложного графического процессора GF104 на видеокарте ENGTX460, то ее эффективности должно хватить с большим запасом. Единственный недостаток данной системы – значительные габариты. Выступающий декоративный «клюв» кожуха добавляет видеокарте ~20 мм длины. В результате общая длина ускорителя составляет 230 мм, что как раз на 20 мм больше «эталонного» варианта nVidia.
Помимо системы охлаждения ускоритель позаимствовал у «старшего брата» и печатную плату. Изменения, конечно, есть, но они сводятся к небольшому «сдвигу» элементов из-за использования меньшего количества микросхем памяти и иных размеров подложки GPU. Конструкция четырехфазного преобразователя питания процессора осталась практически неизменной, но для управления им используется другой контроллер – uP6206 производства uPI Semiconductor.
В общей сложности на плате распаяно восемь микросхем памяти (по четыре с каждой стороны текстолита). Используются стандартные Samsung с маркировкой K4G10325FE-HC05. Номинальное время доступа микросхем составляет 0,5 нc, что указывает на рабочую частоту 1000 МГц (эффективная частота равна 4000 МГц с учетом «учетверения» GDDR5). При проектировании GeForce GTS 450 потенциал микросхем был использован не полностью, в данном случае их частота ограничена на уровне 902(3608) МГц.
Инженеры Asus как всегда снабдили плату дополнительным металлическим кронштейном вдоль «длинной» стороны текстолита. Эта деталь увеличивает общую жесткость платы и защищает ее от перегибов, что может быть полезно при использовании нестандартных (массивных) систем охлаждения. Есть у такого решения и свой минус – он затрудняет доступ к разъему SLI.
Кстати, разъем SLI на всех 450-х только один, nVidia по-прежнему не торопится водить поддержку Tri/Quad-SLI для бюджетных решений. Финансово это оправдано – мало кто захочет собирать подобную систему, но лично мне было бы очень интересно исследовать такие связки.
Единственный шестиштырьковый разъем дополнительного питания на данной карте направлен вверх (т.е. по направлению от текстолита материнской платы). Для стандартной GTS 450 nVidia заявляет уровень энергопотребления 106 Вт, и рекомендует использовать блок питания мощностью не менее 400 Вт. Asus не приводит собственных рекомендаций для ускорителя с заводским разгоном.
Для охлаждения цепей (MOSFET’ов) преобразователя питания графического процессора применяется небольшой дополнительный радиатор. Сходная деталь уже встречалась автору при тестировании Asus EGTX460. Отвод тепла от MOSFET’ов может увеличить срок службы и разгонный потенциал видеокарты. Справедливости ради отмечу, что для 460-ой данная деталь жизненно важна, поскольку её цепи питания ощутимо греются, у 450-ой с этим делом получше, сказывается меньшее энергопотребление видеопроцессора; так что специальный радиатор тестируемой видеокарте не так необходим.
Задняя панель стандартной видеокарты GeForce GTS 450 была модифицирована конструкторами ASUS. Место одного из разъемов DVI занял более привычный VGA. Расчет понятен – бюджетная карта может использоваться в связке с недорогим монитором, не оснащенным цифровым интерфейсом.
Подведу итог раздела. После исследования конструкции ускорителя выяснилось, что ENGTS450 от Asus является аналогом старшей платы ENGTX460, рассмотренной ранее. С одной стороны это хорошо, ведь если данная печатная плата и система охлаждения отвечают требованием более горячего и прожорливого графического процессора GF104, то и с GF106 проблем не возникнет. А с другой, видеокарта в результате получилась очень крупной: 23 см длины – многовато для маломощного ускорителя.
Напоследок отмечу, что Asus ENGTS450 DirectCU присутствует на рынке в двух вариантах. Попавший в руки автора ENGTS450 TOP отличается повышенными частотами: ядро разогнано с 783 МГц до 925 МГц, шейдерный домен с 1566 МГц до 1850 МГц, память с 3608 МГц до 4000 МГц. Также существует обычная ENGTS450 DirectCU без индекса TOP, она, как несложно догадаться, функционирует на штатных частотах.
Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum
Видеокарта Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum поставляется в небольшой картонной коробке. Внешняя сторона упаковки украшена изображением мотоциклетного V-образного двигателя (характерная ассоциация – легендарный «Харлей»). А где же всем известная лягушка Palit? Она здесь тоже есть, но маленькая и запрятана на боковой грани коробки.
Обратная сторона упаковки предоставляет покупателю подробную информацию об ускорителе на нескольких языках.
Внутри декоративной коробки-оболочки размещен дополнительный ящичек из плотного картона. Помимо этого, для большей сохранности сама видеокарта упакована в толстенный пакет с «пупырышками».
Комплект поставки можно считать «спартанским»:
- Переходник питания типа «2 Molex -> 6-pin»;
- Диск с драйвером видеокарты;
- Инструкция Quick Installation Guide, содержащая краткие указания по установке и эксплуатации ускорителя.
Легко заметить, что комплектация у Asus и Palit идентична. Это логично – покупатель относительно дешевой карты вряд ли захочет переплачивать даже несколько долларов за ненужное богатство комплектации.
Дизайн видеокарты Palit по сравнению со сдержанностью Asus EGTS450 смотрится не очень-то серьезно. Ярко-красная маска текстолита печатной платы сочетается с оранжевым вентилятором, дополняет картину «игрушечный» кожух с декоративными выштамповками.
Не буду придираться, видеокарта, как правило, скрыта от глаз пользователя, тем паче, в собранном виде все это «хозяйство» выглдяит очень даже неплохо.
Кожух системы охлаждения опирается на «ножки» - в итоге он почти не касается текстолита (что хорошо видно на фото). Воздушный поток расходится из-под кожуха во все стороны. Как всегда запишу это в недостатки: при таком подходе весь «отработанный» воздух остается внутри корпуса и дополнительно подогревает другие элементы системы и саму видеокарту. На мой взгляд, логичнее было бы сделать кожух более закрытым для отвода большей части воздуха через решетку на задней панели платы.
Помимо функции «распределения воздушных потоков» кожух также служит местом крепления вентилятора. Девятилопастной «пропеллер» приделан «намертво», это не очень хорошо: в случае необходимости его будет тяжело заменить.
Конструктивно система охлаждения Palit GeForce GTS 450 очень похожа на ту, что применяет Asus. Здесь также используется алюминиевый радиатор, усиленный двумя тепловыми трубками, которые отходят к его краям. Габаритные размеры радиатора в этом случае чуть меньше, да и с технологией прямого контакта инженеры Palit предпочли не связываться. Качество обработки основания можно оценить на фото ниже, от себя скажу, что пользоваться фото-приемом с «отражающимся винтиком» не пришлось – полировка отсутствует, шероховатость поверхности заметна тактильно. Логично предположить, что и работать вся конструкция должна хуже, чем у Asus, но не буду спешить с выводами.
Печатная плата Palit GeForce GTS 450 конструктивно очень проста. За питание графического процессора отвечает трехфазный преобразователь под управлением контроллера NCP5395, питание памяти осуществляется посредством простейшего однофазного преобразователя. Единственный шестиштырьковый разъем дополнительного питания «смотрит» вверх (как и у видеокарты-конкурента).
Маркировка графического процессора на обеих тестовых платах идентична и указывает на ревизию A1 (других вариантов GF106 пока не выпущено).
По сравнению с изделием ASUS и «референсом» эта печатная плата очень компактна. Общая длина ускорителя составляет 185 мм, что позволят использовать его в самых тесных корпусах (лишь бы хватало высоты). Интересно отметить, что в модельной линейке GeForce GTS 450 от Palit есть и низкопрофильная видеокарта .
На данном ускорителе использованы всё те же микросхемы памяти Samsung с маркировкой K4G10325FE-HC05 в количестве восьми штук. Интересный факт: Palit GTS 450 использует печатную плату и систему охлаждения «старшего брата» Palit GeForce GTX 460 с минимальными изменениями (то есть ситуация такая же, как и в модельной линейке ASUS). Следовательно, все написанное выше о «запасе мощности» применимо и к этой карте.
Инженеры Palit также не удержались от соблазна изменить заднюю панель стандартной GTS 450. В отличие от коллег из ASUS, они не стали «отрезать» один разъем DVI для добавления на его место дополнительного порта VGA, в результате этот ускоритель может похвастаться сразу четырьмя видеовыходами.
Выше я уже писал, что видеокарта ASUS ENGTS450 DirectCU существует в разных вариантах, различающихся рабочими частотами. С Palit GeForce GTS 450 – та же «история».
В лабораторию Overclockers.ru попала самая мощная версия, которая называется Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum (ох и длиннющее название), в этом случае ядро разогнано с 783 МГц до 930 МГц, шейдерный домен - с 1566 МГц до 1860 МГц, память - с 3608 МГц до 4000 МГц. Более дешевая GTS 450 Sonic без суффикса Platinum чуть слабее: частота ядра - 880 МГц, шейдерного домена - 1760 МГц, памяти – 3900 МГц. Наконец, существует простая Palit GTS 450 без всяких суффиксов, она функционирует на штатных частотах.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила