Chaintech GeForce 7950 GX2 – обзор, скорость, качество и оптимизации
реклама
- Введение
- 1. Технические характеристики NVIDIA GeForce 7950 GX2
- 2. Знакомимся с Chaintech GeForce 7950 GX2 (GAE795GX2):
- 3. Конфигурация тестового стенда и методика тестирования
- 4. Производительность GeForce 7950 GX2 в номинальном режиме и при разгоне
- 5. Соотношение качества и скорости для GeForce 7950 GX2
- 6. Оптимизации в драйверах ForceWare: "За" и "Против"
- Заключение
Введение
Около месяца назад на страницах нашего сайта был опубликован материал "Двое за одного: обзор видеоадаптера Nvidia GeForce 7950 GX2" в котором была подробно изучена и протестирована референсная видеокарта GeForce 7950 GX2. Новый продукт NVIDIA проявил себя с наилучшей стороны, в сравнении с Radeon X1900 XTX одержав победу в 17 тестах из 20. Есть у GeForce 7950 GX2 и ряд недостатков, о которых также было сказано в том материале. Сегодняшняя статья будет посвящена обзору и тестированию серийной видеокарты производства компании Chaintech, изучению её температурного режима работы и оверклокерского потенциала. Кроме того, вашему вниманию будет представлен анализ и сравнение различных режимов качества графики и снижения скорости при этом, как в современных играх, так и хитах прошлого. В отдельном разделе уделено внимание оптимизациям в драйверах ForceWare, их влиянию на производительность и качество графики в играх.
1. Технические характеристики NVIDIA GeForce 7950 GX2
Наименование технических характеристик | NVIDIA GeForce 7950 GX2 |
Графический процессор | 2 x G71 (TSMC) |
Техпроцесс, мкм | 0.09 (low-k) |
Рабочие частоты графических процессоров, МГц | 500 |
Рабочие частоты видеопамяти, МГц | 1200 |
Объем памяти, МБ | 2 x 512 |
Тип памяти | GDDR-3 |
Разрядность шины обмена с памятью, бит | 256 |
Интерфейс | PCI-Express x16 |
Число пиксельных процессоров (конвейеров), шт. | 48 (2 x 24) |
Число блоков растеризации, шт. | 32 (2 x 16) |
Число вершинных процессоров (конвейеров), шт. | 16 (2 x 8) |
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders | 3.0 / 3.0 |
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт | < 143 |
Требования к мощности блока питания, Вт | ~ 500 |
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм. (Д х В х Т) | 230 x 100 x 38 |
Выходы | 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO |
Рекомендованная / розничная* стоимость на момент публикации статьи, долларов США | 599 / 698 |
2. Знакомимся с Chaintech GeForce 7950 GX2 (GAE795GX2)
Тайваньская компания Chaintech одной из первых представила на российском рынке серийную видеокарту GeForce 7950 GX2. Благодаря официальному представительству компании в России, мы получили на тестирование одну из таких видеокарт и сегодня вас с ней познакомим. Нужно отметить, что Chaintech, в отличие от таких компаний как XFX, в выпуске своих продуктов не делает акцент на каких-либо технических изысках, завышении частот или установке уникальных систем охлаждения. Однако высокое качество видеокарт, выпускаемых под этой маркой, вкупе с демократичной ценой, всегда находят своих покупателей.
реклама
Упаковка, комплектация и программное обеспечение
Видеокарта поставляется в большой картонной коробке, оформленной в том же стиле, что и протестированная нами ранее Chaintech GeForce 7600 GT 256 Mb (GSE76GT):
Довольно симпатичная девушка футуристического вида с пышными формами на лицевой стороне упаковки просто не может не привлечь внимание потенциального покупателя. Учитывая, что подавляющее большинство заядлых геймеров относятся к homo sapiens мужского пола, то акцент сделан куда более верный, чем инопланетные "чебурашки" Sapphire или монстры от XFX.
На лицевой стороне упаковки можно отметить информацию о наличии у видеокарты 1 Gb видеопамяти и 512-битной шины. Ни то, ни другое, как вы понимаете, действительностью не является. Шина обмена с памятью у GeForce 7950 GX2 такая же, как и у 7900 GT (GTX) и равна 256 bit. Что же касается указанного объема видеопамяти, то корректнее было бы написать 2 х 512 Mb, чем 1 Gb, так как каждая из половинок видеокарты может использовать лишь свою набортную память объемом в 512 Mb и 3D приложениям больше данного объема не достанется.
На оборотной стороне упаковки вы найдете исчерпывающую информацию как о GeForce 7950 GX2, так и о видеокарте Chaintech. Кроме того, там же приведена диаграмма производительности GeForce 7950 GX2 в сравнении с несколькими графическими адаптерами. Так, новый продукт NVIDIA должен быть быстрее встроенной графики на базе чипсета i945G более чем в 40 раз, тогда как GeForce 7900 "только" в 32, а 7600 лишь в 19.
Внутри коробки все пространство разделено на специальные отсеки. В центральном в антистатическом пакете находится видеокарта. Таким образом, риск повреждения устройства при транспортировке сводится к минимуму. Другой отсек отведен для пластиковой коробки с дисками, а еще ниже, на дне коробки, расположены различные переходники и кабели.
В комплект поставки с видеокартой Chaintech GeForce 7950 GX2 включены следующие аксессуары:
реклама
- коаксиальный кабель;
- кабель S-Video;
- адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
- два 15 pin DVI / D-Sub переходника;
- кабель для подключения дополнительного питания видеокарты;
- инструкция по установке видеокарты и драйверов на 5 языках, включая русский;
- фирменная отвертка к продуктам серии Apogee.
Как уже было сказано чуть выше, в коробке вы можете обнаружить бокс с тремя компакт-дисками:
- компакт-диск с драйверами видеокарты (ForceWare 91.27 для Win2000/XP), DirectX 9.0c и Adobe Photoshop Album;
- компакт-диск WinCinema со следующим лицензионным программным обеспечением:
- WinDVD 5;
- WinDVD Creator 2;
- WinRip 2.1;
- DVD Copy 2 Lite;
- Home Theater 2.1 Lite;
- Disk Master 2.5;
- InterVideo PhotoAlbum 1.01.
- компакт-диск с демо-версиями игр:
- Age of Wonder 2;
- Serious Sam 2;
- Rally Trophy;
- Max Payne;
- Tropico.
Видеокарта и её особенности
Перед нами видеокарта, состоящая из двух плат, выполненных по референсному дизайну на текстолите зелёного цвета:
Длина конструкции составляет 230 мм., а её толщина около 38 мм. Расстояние между двумя платами составляет всего лишь 19 мм. Однослотовая система охлаждения на верхней плате оформлена в том же стиле, что и фронтальная сторона коробки, а вот на нижней никаких рисунков нет, да и кому там, собственно, на них смотреть? Страна производства видеокарты – Китай.
На нижней плате присутствует интерфейс MIO, предназначенный для организации работы двух таких видеокарт в режиме Quad SLI:
Видеокарта оснащена PCI-Express х16 интерфейсом и имеет два цифровых (DVI-I) выхода и TV-выход:
Здесь же вы можете видеть решетку, предназначенную для выброса горячего воздуха от системы охлаждения нижней половинки GeForce 7950 GX2.
Разобрать видеокарту никакого труда не составляет, в результате чего можно пристально рассмотреть нижнюю:
реклама
и верхнюю половинки:
Chaintech GeForce 7950 GX2 представляет собой точную копию референсной платы GeForce 7950 GX2, поэтому, учитывая, что об этой видеокарте на Overclockers.ru было подробно рассказано ранее, останавливаться на этом в сегодняшней статье не будем.
Два графических процессора G71 ревизии А2 отличаются только неделей выпуска: 13 и 12 недели 2006 года:
Номинальная частота работы обоих GPU одинакова как для 2D, так и для 3D режимов и равна 500 MHz (для всех трех блоков их работы). Кроме того, на нижней плате установлен коммутатор PCI-Express x48:
Чип относится к ревизии А3 и выпущен на 13 неделе текущего года. Его задача – распределение линий шины PCI-Express между двумя графическими процессорами.
Каждая из половинок видеокарты оснащена 8 микросхемами памяти емкостью по 512 Mbit стандарта GDDR-3:
Номинальное время доступа памяти равно 1.4 нс, что примерно соответствует теоретической частоте в 1400 MHz, однако реальная частота работы памяти видеокарты несколько ниже и равна 1200 MHz. Маркировка чипов памяти видеокарты – K4J52324QC-BC14 .
Очень узкие однослотовые системы охлаждения имеют в своей основе плоскую тепловую трубку, распределяющую тепловой поток по радиатору в виде тонколистовой алюминиевой "гармошки". К сожалению, снять пластиковую крышку, закрывающую систему охлаждения, без нежелательных последствий для товарного вида видеокарты не представляется возможным, поэтому именно этих фотографий вы не увидите в данном материале. Между тем, можно посмотреть на оборотную сторону системы охлаждения, где хорошо видна медная вставка, которая непосредственно контактирует с графическим процессором:
В местах контакта алюминиевого основания кулера с чипами памяти видеокарты также предусмотрены специальные выступы. Контакт осуществляется посредством термопрокладок, которые одной стороной приклеиваются к чипам вязким термоинтерфейсом. Густой термоинтерфейс серого цвета нанесен и на GPU, а также микросхему коммутатора.
Небольшие турбинки в системах охлаждения предназначены для прогона воздушного потока сквозь ребра радиатора. С охлаждением верхней половинки видеокарты одна из них должна справляться без особых трудностей, а вот турбинке на нижней части видеокарты забирать свежий воздушный поток попросту неоткуда, так как она находится в непосредственной близости к задней стенке верхней платы, которая также подвергается нагреву.
Если же говорить об уровне шума систем охлаждения Chaintech GeForce 7950 GX2, то можно отметить, что в 2D-режиме видеокарту не слышно на фоне тихого системного блока. Что же касается продолжительной работы в 3D-режиме, то здесь звук, на мой взгляд, явно некомфортный и даже можно сказать высокий. Однако звук турбины системы охлаждения ATI Radeon X1900 XTX по уровню шума и его тональности переносится существенно тяжелее.
Температурный режим GeForce 7950 GX2 и разгон видеокарты
Прежде, чем перейти к изучению оверклокерского потенциала предоставленной на тестирование видеокарты, был проверен её температурный режим работы. Для этого использовался восьмикратный прогон теста Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4x и анизотропной фильтрацией уровня 16x. В результате чего были получены следующие температурные показатели:
В последней доступной версии RivaTuner я не обнаружил возможности вывода мониторинга температуры отдельно для каждого графического процессора GeForce 7950 GX2, но, судя по полученным 87 (!) градусам Цельсия, предположение о низкой эффективности стандартной системы охлаждения GeForce 7950 GX2 подтвердилось. Столь высокая температура вполне типична для видеокарт ATI Radeon серии X1900/X1800, но для обладающей скромным тепловыделением и потреблением GeForce 7900 GT (пусть и с несколько завышенной частотой ядра) температура выглядит попросту неприемлемой.
Очень жаль, что невозможной является и замена стандартных систем охлаждения на другие серийно выпускаемые кулеры или СВО. Речь идет не только о нижней плате, максимально допустимая толщина кулера или водоблока на которой не должна превышать 17 мм. Дело в том, что установке альтернативных кулеров или водоблоков для верхней половинки GeForce 7950 GX2 будет мешать пластиковый кожух системы охлаждения нижней платы (зазор лишь около 3-4 мм.). В результате мне не удалось установить на верхнюю плату ни Zalman VF700-Cu (толщиной 30 мм), ни сверхуниверсальный Zalman VF900-Cu LED (30 мм), ни водоблок AquaGate из комплекта СВО производства CoolerMaster (20 мм). Между тем, думаю, что немногочисленные владельцы GeForce 7950 GX2 какие-либо нестандартные способы крепления альтернативных систем охлаждения на эту видеокарту все же найдут или придумают.
Мне же пришлось довольствоваться разгоном видеокарты при использовании её стандартных кулеров. При этом оверклокерский потенциал графического процессора Chaintech GeForce 7950 GX2 оказался в достаточной степени посредственным, так как стабильности удалось достичь только на ~570 MHz. Учитывая, что GPU не без дефектов изображения функционировал на частоте вплоть до 600 MHz, предположу, что причина здесь в недостаточно эффективном охлаждении, а потенциал видеокарты полностью не раскрыт в первую очередь вследствие её конструкции и требованиям к наличию уникальных систем охлаждения. Что же касается разгона памяти видеокарты, то здесь не всё так плохо как с GPU. Номинальную частоту в 1200 MHz без потери в стабильности удалось повысить до 1584 MHz:
Что интересно, после разгона видеокарты температура графического процессора в пике нагрузки выросла только на 2 градуса Цельсия и в результате составила 89 градусов:
Добавлю, что тестирование температурного режима проводилось в закрытом корпусе системного блока при комнатной температуре в 25 градусов Цельсия.
В завершении данного раздела статьи остается дополнить обзор рассмотренной видеокарты ссылкой на оба её BIOS (41.4 Kb, WinRAR архив).
3. Конфигурация тестового стенда и методика тестирования
Тестирование видеокарты Chaintech GeForce 7950 GX2 было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
Для исключения процессорозависимости видеокарты и зависимости от скорости системы в целом процессор при повышении напряжения с номинального в 1.4 V до 1.625 V был разогнан до результирующей частоты в 2800 MHz:
Оперативная память при повышении напряжения с номинального в 2.6 V до 2.8 V функционировала на частоте в 466 MHz с таймингами 2-3-4-8 и Command Rate = 1Т.
Тестирование видеокарт проводилось в операционной системе Windows XP Professional Edition Service Pack 2 с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 8.20 и библиотек DirectX 9.0с (дата релиза – апрель 2005 года). В качестве драйверов GeForce 7950 GX2 использовался последний на момент подготовки материала официальный ForceWare 91.31.
Тестирование производительности видеокарты было проведено в двух разрешениях: 1024 х 768 и 1280 x 1024(960), а также при следующих настройках качества графики:
- "High Qual" – настройки драйвера на "High Quality", анизотропная фильтрация и полноэкранное сглаживание выключены;
- "High Qual+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "High Quality", используется анизотропная фильтрация уровня х16, и полноэкранное сглаживание степени х4.
- "High Qual+AF16x+AA8xS" – настройки драйвера на "High Quality", используется анизотропная фильтрация уровня х16, и полноэкранное сглаживание степени 8xS.
Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания (за исключением режима 8xS) производилась непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх было недоступно, то их изменение выполнялось из панели управления драйверов ForceWare. В играх, поддерживающих технологию HDR, тестирование проводилось и с её использованием, но при этом отключалось полноэкранное сглаживание, так как данная видеокарта не поддерживает совместную работу HDR и FSAA (как и вся линейка).
Для проведения тестирования производительности видеокарты был использован следующий набор синтетических бенчмарков и игр:
- 3DMark 2005 – build 1.2.0, разрешение 1024 x 768, default settings;
- 3DMark 2006 – build 1.0.2, разрешение 1280 x 1024, default settings;
- Far Cry K9 Vision (DirectX 9.0c) – версия игры 1.33 (build 1337), уровень "Volcano", демо-запись с одноименным названием от Ubisoft, максимальная детализация, два последовательных прогона бенчмарка, технологии "Geometry Instancing" и сжатия карт нормалей "Normal-maps compression" активированы;
- Half-life 2: Lost Coast (Direct3D) – для тестирования была записана достаточно требовательная к производительности видеокарты демо-запись "d2" (647.2 Kb) и установлены максимальные настройки графики в самой игре;
- Serious Sam 2 (Direct3D) – версия игры 2.070, стандартная демо-запись "GREENDALE", максимальные настройки графики (подробнее они были описаны ранее);
- Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.2.0 build 2386, собственное записанное демо на уровне "MCC Landing Site", детализация графики в игре – "Ultra Quality", тройной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска и кэширования, файл конфигурации находится на персональной страничке;
- Call Of Duty 2 (Direct3D) – версия игры 1.2, настройки текстур выставлены на уровень "Extra", файл конфигурации и демо-запись "d1" (614.8 Kb) вы можете скачать с моей персональной странички;
- F.E.A.R. (Direct3D) – версия игры 1.04, встроенный бенчмарк, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = On;
- The Elder Scrolls IV: Oblivion (Direct3D) – версия игры 1.1.425, максимальное качество, bloom effects, distant rendering, уровень "Aleswell – Forest", файл конфигурации;
- Tomb Raider: Legend (Direct3D) – версия игры 1.1, максимальное качество, Next generation content = On, уровень "Bolivia".
Как вы можете видеть, в список тестируемых игр вернулись такие хиты прошлого как Far Cry и Half-life 2: Lost Coast. Их возвращение обусловлено не только желанием проверить скорость GeForce 7950 GX2, но и, прежде всего, оценить качественные режимы графики, возможное снижение скорости при этом. Кроме вышеперечисленных игр оценка качества графики была проверена в новом тактическом шутере Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter. Игра не поддерживает полноэкранного сглаживания, поэтому тестирование проводилось только при использовании анизотропной фильтрации уровня x16.
Остается добавить, что если в игре нет встроенного счетчика FPS и возможности фиксации его среднего значения, то измерение производилось с помощью утилиты FRAPS.
4. Производительность GeForce 7950 GX2 в номинальном режиме и при разгоне
Учитывая, что производительность GeForce 7950 GX2 в сравнении с конкурентами была проверена ранее в уже упомянутой мною статье "Двое за одного: обзор видеоадаптера Nvidia GeForce 7950 GX2", в данном разделе я не буду загружать вас излишними графиками и диаграммами, а только ограничусь таблицей оценки прироста производительности видеокарты при разгоне:
Нетрудно заметить, что в легких режимах качества графики производительность GeForce 7950 GX2 ограничивается скоростью центрального процессора, и хотя до выхода Conroe осталось не так уж и долго ждать, до этого момента можно использовать тяжелые режимы, включая полноэкранное сглаживание 8xS (преимущественно в старых играх). Надеюсь, после появления долгожданного потенциального оверклокерского хита в виде средних и даже младших моделей Conroe, будет чем загрузить неуёмную производительность GeForce 7950 GX2, а то и сразу пару таких видеокарт. Время покажет.
5. Соотношение качества и скорости для GeForce 7950 GX2
В данном разделе статьи я попытаюсь провести оценку изменения качества графики и снижения производительности при этом в современных играх, а также в старых хитах. Все скриншоты выполнены в разрешении 1280х1024 при 100 % качестве формата JPEG. Пользователям с ограниченным трафиком, а также "диалапщикам" добавлю: учитывайте, что некоторые из скриншотов занимают около 1.3 Mb. Показатели FPS приведены для неразогнанной видеокарты, а в скобках указан процент снижения производительности (за начальную отметку приняты результаты, полученные в самом "легком" режиме "High Quality" без использования полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации).
Far Cry K9 Vision
Используемая для тестирования производительности демо-запись "Volcano" производит достаточно высокую нагрузку на видеокарту (особенно её вторая часть), но вот в плане оценки качества графики она малопригодна. Поэтому я предлагаю вам посмотреть, как изменяется картинка на уровне "River".
High Qual | High Qual+AF16x |
154.0 FPS (100.0 %) | 154.1 FPS (-0.0 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
144.9 FPS (-5.9 %) | 111.2 FPS (-27.8 %) |
High Qual+AF16x+HDR |
132.3 FPS (-14.9 %) |
Прежде всего, о снижении производительности. Казалось бы, падение среднего показателя FPS при активации самого качественного режима "High Qual+AF16x+AA8xS" довольно существенно. Однако посмотрите на число кадров в секунду – не думаю, что в Far Cry кому-либо понадобится более 110 FPS. Схожая ситуация и с тестированием данной игры на уровне "Volcano", где средний фрейм-рейт не опустился ниже 64 FPS. Так что в данной игре при наличии GeForce 7950 GX2 жертвовать качеством бессмысленно. Конечно же, можно "задушить" видеокарту FSAA 14x или даже 16x, увеличить разрешение, наконец. Но стоит ли оно того?
Посмотрите на скриншоты: разница велика при активации анизотропной фильтрации и затем полноэкранного сглаживания степени x4 (становится четче трава, текстуры досок на мосту и скалах), а вот целесообразность включения 8xS далеко не очевидна. Если кто обнаружит разницу между FSAA 4x и 8xS в данной игре, то скажите, куда смотреть :). Впрочем, имея такую роскошную видеокарту как GeForce 7950 GX2, о производительности в старых играх можно не задумываться. Тестирование в Half-Life 2: Lost Coast тому ещё раз подтверждение.
Half-Life 2: Lost Coast
High Qual | High Qual+AF16x |
90.0 FPS (100.0 %) | 90.1 FPS (-0.0 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
89.9 FPS (-0.0 %) | 87.2 FPS (-3.1 %) |
High Qual+AF16x+HDR |
90.0 FPS (-0.0 %) |
Про "снижение" производительности здесь что-либо добавлять бессмысленно, его попросту нет. Что же касается качества графики, то и здесь наиболее существенные улучшения можно наблюдать при включении анизотропки и FSAA 4x. Дальнейшее увеличение степени полноэкранного сглаживания ещё несколько повышает качество картинки, но, на мой взгляд, при этом изображение выглядит уж слишком "зализанным", а некоторые объекты даже чуть мыльными. Оцените сами.
Теперь проверим, как обстоят дела в более современных играх.
Serious Sam 2
High Qual | High Qual+AF16x |
79.1 FPS (100.0 %) | 78.3 FPS (-1.0 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
70.0 FPS (-11.5 %) | 40.2 FPS (-49.2 %) |
High Qual+AF16x+HDR |
70.7 FPS (-10.6 %) |
Без анизотропной фильтрации графика в Serious Sam 2 выглядит, на мой взгляд, отвратительно. Посмотрите на первом скриншоте на крыши домов, траву или текстуру бруса на первом плане. Просто беда. Но стоит только активировать AF16x, то игра преображается и, я бы сказал, становится "живой". Причем на GeForce 7950 GX2 это чревато потерей лишь 1 процента производительности (если такое снижение вообще можно охарактеризовать как "потеря", а не погрешность). Полноэкранное сглаживание степени x4 делает картинку чище, убирая заусенцы. Еще лучше работает FSAA 8xS – сравните на сетку на баскетбольной корзине на третьем и четвертом скриншотах и все станет на свои места. Жаль только, что снижение производительности при активации FSAA 8xS слишком существенно: 40.2 FPS при 28.2 минимальных, как мне кажется, недостаточны для комфортных ощущений в данной игре.
Serious Sam 2 поддерживает технологию освещения с широким динамическим диапазоном (HDR Lighting), но для видеокарт на чипах NVIDIA при этом приходится жертвовать полноэкранным сглаживанием, оставляя только одну анизотропку. Падение производительности GeForce 7950 GX2 при активации HDR примерно такое же, как и при включении FSAA 4x, а вот картинка смотрится несколько неестественно. Обратите внимание на засветку на крышах домов и баскетбольном щите – чуть ли не зеркальное отражение солнечного света. Так не должно быть, на мой взгляд. Конечно же, многое зависит от реализации HDR разработчиками игры, но в случае с Serious Sam 2 я бы отдал предпочтение полноэкранному сглаживанию.
Quake 4
High Qual | High Qual+AF16x |
66.1 FPS (100.0 %) | 65.5 FPS (-0.9 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
64.9 FPS (-1.8 %) | 57.5 FPS (-13.0 %) |
Quake 4, пожалуй, один из самых показательных примеров в плане улучшения качества графики в зависимости от активации анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания. Примеров тому на приведенных скриншотах масса. Отмечу, что при этом существенного падения производительности не происходит даже при активации самого графически тяжелого режима FSAA 8xS. Качество картинки вкупе с плавностью игры в динамике порой попросту поражает. Не думал, что Quake 4 может выглядеть столь впечатляюще...
Call Of Duty 2
High Qual | High Qual+AF16x |
53.2 FPS (100.0 %) | 51.3 FPS (-3.6 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
42.6 FPS (-19.9 %) | 29.2 FPS (-45.1 %) |
Анизотропная фильтрация заметно улучшает качество графики в Call of Duty 2. Кирпичная кладка на стене, лежащая бочка и стоящее дерево при включении AF16x выглядят существенно четче и прорисованнее. При этом для GeForce 7950 GX2 снижение производительности укладывается в рамки 4 процентов, то есть дается видеокарте практически бесплатно. А вот активация полноэкранного сглаживания минусует уже около 20 процентов от скорости GeForce 7950 GX2 в режиме без использования методик улучшения качества графики. Но взамен вы получаете отсутствие зазубрин на проводах, столбе, углах стен и прочих графических объектах. Отмечу, что минимальный FPS при этом не опускался ниже 34 FPS, что, на мой взгляд, вполне приемлемо даже для данного шутера. Дальнейшее увеличение степени полноэкранного сглаживания также приводит к улучшению качества картинки, это очевидно по приведенным скриншотам, но играть в таком режиме, увы, уже невозможно.
F.E.A.R.
High Qual | High Qual+AF16x |
89.0 FPS (100.0 %) | 82.0 FPS (-7.9 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
55.0 FPS (-38.2 %) | 21.0 FPS (-76.4 %) |
В игре F.E.A.R. хотелось бы отметить не столько улучшение качества картинки от включения анизотропки, сколько от полноэкранного сглаживания степени x4, которое, по правде сказать, недешево здесь стоит даже для самой мощной на сегодняшний день GeForce 7950 GX2. А вот при включении 8xS можно наблюдать не только четырехкратное падение производительности, но и непонятные затемнения (в самом низу скриншота). Вот еще снимок с таким же глюком:
Скорее всего, ошибка в драйверах видеокарты, хотя замена драйверов ForceWare версии 91.27, поставляемых с видеокартой от Chaintech, на последние сертифицированные 91.31 нисколько не изменила ситуацию.
The Elder Scrolls IV: Oblivion
High Qual | High Qual+AF16x |
49.8 FPS (100.0 %) | 47.2 FPS (-2.6 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
39.7 FPS (-20.3 %) | 23.1 FPS (-53.6 %) |
High Qual+AF16x+HDR |
47.2 FPS (-5.2 %) |
В игре The Elder Scrolls IV: Oblivion наиболее явное улучшение происходит при включении анизотропной фильтрации (качество картинки с HDR пока не рассматриваем). Текстуры стен, газона, брусчатки и волос героя буквально преображаются при включении AF16x, которая для GeForce 7950 GX2 почти бесплатна. Полноэкранное сглаживание степени x4, если так можно сказать, завершает работу анизотропной фильтрации, придавая формам законченные очертания без неприятных глазу зазубрин. Но здесь даже такому монстру как GeForce 7950 GX2 приходится пожертвовать 20 % производительности, хотя с учетом специфики игрового процесса в The Elder Scrolls IV: Oblivion около 40 кадров в секунду при 25 минимальных должно хватить для комфортных ощущений (речь идет о разрешении 1280х1024 и неразогнанной видеокарте). Дальнейшее повышение сглаживания, несмотря на улучшение качества картинки, с практической точки зрения бесполезно. Падение очень существенно и играть при столь низком фрейм-рейте невозможно.
Относительно использования в данной игре технологии HDR добавлю, что, судя по полученным скриншотам, игра выглядит неестественно. Буквально "съедается" часть работы анизотропной фильтрации, появляется неприятная глазу засветка стен и руки персонажа. На мой взгляд, преимущество в скорости в сравнении с режимом с FSAA 4x не стоит того, чтобы так сильно жертвовать качеством графики. В конце-концов, видеокарту можно и разогнать, чтобы компенсировать эти 7-8 FPS разницы.
Tomb Raider: Legend
High Qual | High Qual+AF16x |
55.9 FPS (100.0 %) | 55.3 FPS (-0 %) |
High Qual+AF16x+AA4x | High Qual+AF16x+AA8xS |
38.0 FPS (-32.0 %) | 27.4 FPS (-51.0 %) |
В Tomb Raider: Legend с качеством графики ситуация аналогична результатам, полученным в тестировании предыдущих игр. Отметить можно только несколько большее падение производительности при активации полноэкранного сглаживания степени х4, чем в ранее рассмотренных играх (уступает по этому показателю только игре F.E.A.R.). Современная игра, с недостаточно оптимизированным (а то и вовсе неоптимизированным) движком – что же здесь поделаешь? Производители графических ускорителей почти всегда не успевают за разработчиками игр. А вот режим FSAA 8xS "радует" не только двукратным снижением среднего FPS, но и донельзя мутной картинкой, что, скорее всего, является следствием недостаточно отработанных драйверов NVIDIA ForceWare.
Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter
Прежде всего, нужно отметить, что новый тактический шутер очень требователен не только к производительности графической подсистемы, но и к объему видеопамяти:
Как вы можете видеть, в максимальном качестве и разрешении 1280x1024 игре требуется более 360 Mb. С такой тенденцией в игростроении большинству видеокарт объема памяти в 256 Mb совсем скоро будет недостаточно для комфортной игры.
High Qual | High Qual+AF16x |
74.8 FPS (100.0 %) | 72.1 FPS (-3.6 %) |
Что же касается производительности и качества, то здесь у нас только два скриншота (игра не поддерживает полноэкранное сглаживание). Качество графики во втором случае заметно выше, текстуры четче и прорисованнее. Хотя по скриншотам видно, что сглаживания картинке не хватает. Снижение производительности при активации AF16x имеет место быть, но обращать на него внимание владельцам GeForce 7950 GX2 бессмысленно.
Подводя итог данному разделу статьи, можно отметить, что самая мощная на сегодняшний день видеокарта способна обеспечить необходимый и достаточный FPS в подавляющем большинстве современных игр при использовании полноэкранного сглаживания степени х4 и анизотропной фильтрации уровня x16 (либо в режиме с HDR). По крайней мере, это справедливо для разрешения 1280x1024 и ниже. Предыдущая статья о GeForce 7950 GX2 говорит о справедливости этого высказывания и для разрешения 1600х1200. Более сильные алгоритмы полноэкранного сглаживания (такие как 8xS) доступны для GeForce 7950 GX2 только в старых играх (из протестированных это Far Cry и Half-Life 2: Lost Coast). К сожалению, в выпущенных за последние полгода-год играх даже самая мощная на сегодняшний день видеокарта не способна обеспечить комфортный FPS при 8xS сглаживании (в некоторых случаях из-за недоработки драйверов).
6. Оптимизации в драйверах ForceWare: "За" и "Против"
Всем известно, что в драйверах ATI Catalyst и NVIDIA ForceWare существуют оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации, так или иначе влияющие на качество картинки и скорость видеокарт. Но мало кто знает, что в драйверах ForceWare все три существующие методики (trilinear optimization, аnisotropic mip filter optimization и аnisotropic sample optimization) включаются при выставлении ползунка качества в положение "Quality" и автоматически отключаются при выставлении в "High Quality". Этим, собственно, и отличаются два режима качества. Если вы обнаружите, что при изменении режима качества с "Quality" на "High Quality" оптимизации у вас не отключились (стоят в положении "On") то попробуйте просто кликнуть мышкой на любой из оптимизаций, которая сразу же выставится в положение "Off". Такая же ситуация и при обратном изменении режима качества. Такой вот неприятный баг панели управления драйверов ForceWare.
В данной части статьи я предлагаю вам оценить, какой прирост производительности достигается при включении всех трёх оптимизаций в драйверах ForceWare и сколь значимое снижение качества картинки при этом происходит. Тестирование проводилось на неразогнанной видеокарте Chaintech GeForce 7950 GX2 в разрешении 1280х1024 и при использовании полноэкранного сглаживания степени 4х, а также анизотропной фильтрации уровня 16х.
Сначала посмотрим на прирост скорости:
Ну что же, нетрудно заметить, что от включения оптимизаций прирост есть и порой даже превышает прирост производительности от разгона видеокарты (данного экземпляра). Очевидно, что растет не только средний показатель числа кадров в секунду, но и его минимальное значение, что немаловажно для комфорта в игровом процессе. Неплохо, надо сказать, но как это сказывается на графике? Может все эти проценты не окупаются потерей в качестве картинки? Смотрим:
Serious Sam 2 | |
High Qual+AF16x+AA4x | Qual+AF16x+AA4x |
70.0 FPS (100.0 %) | 76.9 FPS (+9.9 %) |
Сколько не вглядывался, но разницы в качестве в Serious Sam 2 так и не увидел. Проверим на примере Quake 4:
Quake 4 | |
High Qual+AF16x+AA4x | Qual+AF16x+AA4x |
64.0 FPS (100.0 %) | 66.5 FPS (+3.9 %) |
Хоть и минимальная разница в качестве, но все же есть. На скриншотах можно увидеть, что решетка пола без оптимизаций выглядит немного четче, да и оружие в руках спецназовца чуть-чуть естественнее. Не могу сказать, что в динамике игры мне удалось заметить какую-либо разницу в качестве изображения. Впрочем, и прирост производительности от активации режима "Quality" против "High Quality" минимальный.
Call Of Duty 2 | |
High Qual+AF16x+AA4x | Qual+AF16x+AA4x |
42.6 FPS (100.0 %) | 50.7 FPS (+19.0 %) |
Несмотря на столь существенный прирост производительности, мне не удалось найти разницу в качестве картинки ни на этих двух скриншотах, ни на ещё трех парах, специально сделанных на других уровнях Call Of Duty 2.
F.E.A.R. | |
High Qual+AF16x+AA4x | Qual+AF16x+AA4x |
55.0 FPS (100.0 %) | 59.0 FPS (+7.3 %) |
В F.E.A.R. прирост производительности происходит также без потери в качестве картинки. Сколько не переключался между скриншотами – разницу так и не удалось обнаружить. Оно и к лучшему, бесплатные +7.3 % производительности в F.E.A.R. даже GeForce 7950 GX2 не помешают.
The Elder Scrolls IV: Oblivion | |
High Qual+AF16x+AA4x | Qual+AF16x+AA4x |
39.7 FPS (100.0 %) | 46.2 FPS (+16.4 %) |
В игре The Elder Scrolls IV: Oblivion включение оптимизаций приносит +16.4 % производительности, но увы, бесследно для качества изображения это не проходит. Такое впечатление, что часть анизотропной фильтрации съедена этими оптимизациями. И газон, и брусчатка и стены выглядят беднее и менее детализированными. В динамике игры порой даже возникает ощущение, что анизотропка попросту не включилась, однако это совсем не так. Поэтому приходится либо совсем отказываться от использования оптимизаций в данной игре, либо ждать выхода новых драйверов, с исправленной картинкой и более правильной работой различных методик ускорения графики.
Tomb Raider: Legend | |
High Qual+AF16x+AA4x | Qual+AF16x+AA4x |
38.0 FPS | 46.1 FPS (+21.3 %) |
В игре Tomb Raider: Legend не было выявлено разницы в качестве графики. Причем изучение производилось на различных уровнях игры, а не только на приведенном скриншоте. Учитывая прирост производительности в +21.3 %, надо отдать должное разработчикам ForceWare, такого прироста производительности, порой, и разгоном не всегда удается достичь.
В завершении раздела хотелось бы сказать, что, выбирая между оптимизациями, скоростью и качеством картинки, нужно ориентироваться на конкретную игру, потратить около 15-20 минут на снятие и изучение нескольких скриншотов качества и измерение производительности при различных настройках драйверов видеокарты, и в результате сделать вывод самому. Нельзя огульно сказать, "Да" или "Нет" оптимизациям, каждый случай необходимо рассматривать (в буквальном смысле слова) и изучать отдельно. Как вы могли видеть, даже на столь мощной видеокарте, как GeForce 7950 GX2, включение оптимизаций приводит к ощутимому росту производительности и при этом снижения качества не происходит (характерные примеры Tomb Raider: Legend и Call Of Duty 2). С другой стороны, существуют и примеры, когда рост производительности присутствует, но снижение качества изображения неприемлемо (The Elder Scrolls IV: Oblivion).
Заключение
На сегодняшний день GeForce 7950 GX2 – одна из немногих видеокарт, способных в современных играх при максимальном качестве и в высоких разрешениях обеспечить комфортный уровень FPS. Впрочем, учитывая стоимость данной видеокарты, чего-либо другого от неё ждать было бы глупо. Владельцы GeForce 7950 GX2 вполне могут не отключать полноэкранное сглаживание уровня 4х и анизотропную фильтрация степени 16х в разрешении 1280х1024 и выше. Что же касается менее качественных режимов графики, то на сегодня официально ещё не выпущено такого центрального процессора, который был бы способен полностью загрузить GeForce 7950 GX2. С большой долей вероятности можно предположить, что грядущий анонс Conroe и ожидаемая от этой линейки процессоров производительность как раз будут под стать топовому решению NVIDIA в большинстве уже вышедших и готовящихся к выходу игр.
Говоря о выборе качественных режимов графики, нужно еще раз обратить ваше внимание, что в большинстве современных игр полноэкранное сглаживание 8xS в плане производительности недоступно даже такому "монстру" как GeForce 7950 GX2, а в некоторых из них работает ещё и с ошибками. Использование оптимизаций в драйверах ForceWare также не всегда оправдано, но при этом универсального рецепта для всех игр нет и быть, на мой взгляд, не может. Ситуацию нужно рассматривать применительно к конкретной игре, видеокарте и версии драйверов.
Нельзя в заключении не упомянуть и рассмотренную сегодня Chaintech GeForce 7950 GX2 (GAE795GX2), к отрицательным чертам которой можно отнести лишь высокий уровень тепловыделения и шума в 3D режиме, что, впрочем, является особенностью всей линейки NVIDIA GeForce 7950 GX2 с воздушными системами охлаждения. В остальном нареканий видеокарта не вызывает. Красивая упаковка и полный комплект поставки, включающий демо-версии ещё нестарых игр, все необходимые кабели и переходники, и даже оригинальную отвертку. Высокое качество исполнения продукта Chaintech является визитной карточкой компании. Что еще можно пожелать? Умеренную цену, пожалуй. Но может ли стоимость самой быстрой видеокарты быть умеренной? Не в этой жизни, увы. Владельцам видеокарт уровня производительности GeForce 7950 GX2 остается только позавидовать.
Дискуссии по теме статьи в конференции Overclockers.ru:
Сергей Лепилов aka Jordan
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила