Сравнение скорости семи версий драйверов Nvidia ForceWare на GeForce FX 5900XT
реклама
Выбор оптимальных драйверов для видеокарты всегда является камнем преткновения для большинства оверклокеров, целью которых является достижение максимальной производительности своей графической подсистемы. Драйверы компании ATI выходят регулярно раз в месяц, и мне, как человеку, тестировавшему ранее лишь драйверы Catalyst для видеокарт Radeon, было несколько непривычно видеть обилие официальных и не официальных, сертифицированных и не сертифицированных версий драйверов ForceWare для видеокарт GeForce компании Nvidia. Более того, выходят эти драйверы без строго определенной периодичности и в сети могут появиться чуть ли не по две версии в неделю. Как тут не запутаться и как выбрать самый быстрый драйвер для своей видеокарты? Стоит ли качать очередную бету и платить за дополнительно потраченное время (трафик)? Применительно к GeForce FX 5900XT в данной статье я и попробую ответить на поставленные вопросы.
Выбор GeForce FX 5900XT для тестирования драйверов обусловлен не только наличием данной видеокарты (хотя и данный факт также имеет место быть). Да, видеокарты Nvidia серии 6800 (а теперь еще и к ним будет постепенно добавляться серия 6600) все активнее занимают AGP и PCI-E слоты в наших системных блоках и тестировать драйверы для новых графических процессоров было бы интереснее. Да и авторы драйверов со временем все больший упор будут делать именно на новых видеокартах, оптимизируя и доводя их производительность в каждой конкретной игре до возможного предела (хотелось бы надеяться, что без потери в качестве графики). Но, положа руку на сердце, скажите – у многих ли из вас уже есть видео уровня 6600-6800? Думаю, что нет. И пока еще немногочисленным владельцам топовых видеокарт Nvidia по количеству еще очень далеко до "армии" владельцев оверклокерских любимцев в лице GeForce FX 5900XT. Разница в стоимости видеокарт пока еще слишком велика и, безусловно, является определяющим фактором.
Отдельно необходимо заранее сказать, что качество графики, анизотропной фильтрации и работы полноэкранного сглаживания в данной статье не рассматриваются. Вашему вниманию будет представлено лишь сравнение скорости 7-ми различных версий драйверов ForceWare, без сравнения их качества и корректности работы (по народному – глючности :)). Все это темы отдельных статей.
Перед анализом результатов предлагаю ознакомиться с конфигурацией тестовой системы, выбранными версиями драйверов, бенчмарками и играми. Тем более, что в данных разделах присутствуют моменты, которые просто нельзя упустить из виду.
Конфигурация тестовой системы
Для проведения тестов был собран системный блок следующей конфигурации:
- Материнская плата: ASUS-P4P800 SE (i865PE) BIOS v.1007;
- Процессор: Intel Pentium 4 3.0E (Prescott) 800MHz FSB, 1Mb, 1.4v., Socket 478;
- Кулер: Zalman CNPS7000A-Cu, ~2700 rpm, 27.5 dB;
- Термопаста: Thermaltake Thermal Grease #1;
- Память: 2 x 512Mb PC4000 @253(506)MHz, 2.5-3-4-5, 2.85v, (Patriot);
- Видеокарта: Leadtek WinFast A350XT GeForce FX 5900XT 128Mb 390/700MHz;
- Жесткий диск: 164.7Gb SATA150 Hitachi 7200rpm 8Mb;
- Привод: DVD±R/RW & CD-RW NEC ND-2510A;
- Корпус: INWIN-S508 + блок питания 420W (Thermaltake-W0009) + два корпусных 80-мм кулера Zalman (~1700 rpm, 7v.).
реклама
Для устранения процессорозависимости тестируемой видеокарты, Prescott 3.0E был разогнан до 253MHz по шине с поднятием напряжения до 1.55v. Итоговая частота процессора составила чуть менее 3.8GHz. Также для устранения одного из узких мест системы при тестировании таких монстров как DOOM 3 и Far Cry (на видеокартах со 128Mb памяти) был установлен 1Gb оперативной памяти, которая работала с таймингами 2,5-3-4-5 на частоте 253 (506)MHz синхронно с FSB процессора. О возможном максимуме по частоте данного комплекта памяти Patriot я уже рассказал в соответствующей ветке форума overclockers.ru.
Подробнее о видеокарте.
Тестирование проводилось на видеокарте Leadtek WinFast A350XT GeForce FX 5900XT 128Mb с номинальными частотами работы в 3D-режиме 390/700MHz (чип/память):
При разгоне чип показал довольно средние результаты и стабильно смог работать только на 460MHz. Что же касается памяти, то 2.8нс память производства Hynix без вольтмодов и артефактов разогналась до 930MHz! В итоге тестирование проводилось на частотах 460/900MHz:
Драйверы, тестовые программы и методика тестирования
После нескольких консультаций в форуме с завсегдатаями ветки обсуждения драйверов ForceWare 65.xx, 66.xx, было принято решение о сравнении скорости следующих версий драйверов ForceWare:
реклама
Особенности | Версия драйвера ForceWare | ||||||
52.16 | 56.64 | 61.12 | 61.77 | 66.81 | 66.93 | 70.41 | |
Дата релиза* | 06.10.03 | 03.03.04 | 03.05.04 | 15.07.04 | 30.09.04 | 29.10.04 | 09.10.04 |
WHQL-сертификация | нет | да | нет | нет | да | да | нет |
Ссылка на первое упоминание и список изменений | линк | линк | линк | линк | линк | - | пыцк |
Скандально известные драйверы ForceWare 52.16 преподнесли неприятный сюрприз при тестировании. По неизвестной мне до сих пор причине, на данной версии драйверов при разгоне видеокарты до частот 460/900MHz проходили только бенчмарки из 3DMark-2001SE, все же остальные тестовые программы и игры сбрасывали частоты графического процессора и памяти до номинальных, то есть до 390/700MHz! Этот эффект аналогичен сбросу частот, возникающему при разгоне видеокарт Radeon-9600 (если использовать официальные драйверы) – после запуска 3D-приложения частоты сбрасываются на номинальные и прироста производительности от разгона никакого :( Что интересно, судя по ненайденной мною подобной информации в форуме overclockers.ru, сброс частот 5900XT на драйверах версии 52.16, похоже, происходил только на моей системе... Причем на этих же драйверах разогнанная Ti4200 128Mb чувствовала себя великолепно. Повторная переустановка драйверов не помогла, а так как данная версия тестировалась последней, то результаты ForceWare 52.16 в статье я все же решил привести. Учитывая данный факт, прошу Вас при анализе результатов помнить, что версия 52.16 тестировалась на номинальных частотах работы видеокарты (за исключением 3DMark-2001SE). Ну что же, в таком случае с определенной долей погрешности можно будет сравнить результаты разогнанной видеокарты и видеокарты, работающей на номинальных частотах.
Производительность GeForce FX 5900XT на различных версиях драйверов ForceWare оценивалась в следующих бенчмарках и играх:
- 3DMark-2001SE
- 3DMark'03
- 3DMark'05
- AquaMark 3
- Call of Duty: United Offensive
- Splinter Cell
- Unreal II: The Awakening
- Unreal Tournament 2004
- Halo: Combat Evolved
- Far Cry
- DOOM 3
- Counter Strike: Source
Тестирование большинства игр проводилось с помощью программы Bench’emAll , но часть игр была оттестирована вручную.
Тестирование было выполнено только в 32bit-ном цвете в трех разрешениях: 800x600; 1024х768 и 1280x1024, а также в трех различных режимах настроек драйверов:
- Режим "High Quality" – настройки драйвера на "High Quality", VSync=Off, AF Off, AA Off;
- Режим "High Quality+AF8x" – настройки драйвера на "High Quality", VSync Off, AF8x, AA Off;
- Режим "High Quality+AF4x+AA2x" – настройки драйвера на "High Quality", VSync Off, AF4x, AA2х.
В каждом разрешении, версии драйвера ForceWare и в каждом тестовом режиме тесты проводились по два раза. Если отклонения в полученных результатах были незначительны (не более 1,5%), то за итоговый принимался максимальный результат. В том случае, если повторное тестирование выявляло приличное отклонение от предыдущего полученного результата, то тестирование проводилось еще как минимум 1 раз, до получения подтверждения результата или наоборот – его опровержения.
Оптимизации анизотропной и трехлинейной фильтрации, в драйверах их поддерживающих, во время тестирования были отключены.
Для проведения тестирования на отдельный раздел жесткого диска размером в 5Gb была установлена Windows XP Home Edition SP1. Все лишние сервисы, за исключением 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось - "чистый трэй". Система настроена на максимальное быстродействие.
Тесты были проведены под DirectX 9.0с и с использованием системных драйверов от Intel v. 6.2.0.1005.
Результаты тестов
Практически ставший историей, данный тестовый пакет на современных видеокартах является в большей степени "мерилом" производительности центральных процессоров, чем непосредственно видеокарт. Тем не менее, посмотреть, как меняются его результаты на разных версиях драйверов ForceWare, думаю, многим будет все еще интересно. Версия 3DMark-2001SE – 330.
В лидерах идет драйвер версии 52.16, не так далеко от него отстал еще не старый 66.81, а вот производительность 5900XT на последних ForceWare версий 66.93 и 70.41 снижается (видимо, заточки под 3DMark-2001SE уже не в моде ;)). Обратите внимание, что по количеству попугаев анизотропная фильтрация уровня 8х совсем ненамного опережает режим 4х, работающий с полноэкранным сглаживанием 2-й степени.
реклама
Тестировалась последняя на момент написания статьи версия 3DMark’03 (3.4.0):
Прирост количества пернатых от разгона видеокарты явно отражают результаты драйвера 52.16 по отношению к другим версиям ForceWare. На лидирующие позиции вышли две версии – 56.64 и 61.12, причем с активизацией анизотропной фильтрации, а затем и полноэкранного сглаживания их отрыв от конкурентов растет. Быть может в данных версиях используются оптимизации различных методов улучшения качества графики? Хотя и банальные читерские заточки под 3DMark’03 со счетов сбрасывать также не стоит. Не будем забегать вперед - игровые тесты должны показать реальную расстановку сил.
Самый новый из 3DMark-ов, самый красивый и наиболее сильно нагружающий видеокарту графический бенчмарк версии 1.1.0 показал следующие результаты:
Очевидно, что с выходом каждой новой версии ForceWare результаты 3DMark’05 растут. Да, разница невелика, но здесь нужно учитывать слабость GeForce FX 5900XT для данного тестового пакета и даже самое незначительное изменение итоговых результатов (+/- 15-20 единиц) уже не является погрешностью. Наиболее высокие результаты (если так можно выразиться по отношению к набранным попугаям тестируемой видеокартой в данном бенчмарке) показывают версии 66.81, 66.93 и 70.41. Заметьте, что это первый тест, в котором анизотропная фильтрация уровня 4x в паре с полноэкранным сглаживанием 2x оказываются везде быстрее, чем AF8x.
Буквально на прошлой неделе к данному полусинтетическому бенчмарку, отражающему производительность системы в одноименной игре, вышла новая версия файла Direcpll.dll, исправляющая некоторые незначительные ошибки в тесте. Забрать его можно отсюда (34Kb), а для установки необходимо просто скопировать распакованный файл в директорию установленного AquaMark-а. Результаты:
Если в режиме "High Quality" все драйверы показывают практически равные результаты, то в более качественных режимах вперед вырываются версии 56.64 и 61.12, как и в случае с 3DMark’03. Причем заметьте, что разница между "High Quality" и "High Quality + AF8x" составляет лишь 2-3 кадра в секунду. То есть, получается, как бы что-то включилось, но не полностью :(
Перейдем к игровым тестам.
Продолжение знаменитого шутера времен Второй Мировой войны тестировалось на стандартном демо "Timedemo1.dm_2". Все настройки в самой игре выставлены на максимальное качество. Версия игры – 1.41.
И вновь мы можем наблюдать лидерство версий драйверов ForceWare 56.64 и 61.12! Но в данной игре уже единоличным лидером является драйвер 61.12, хотя версия 56.64 отстает совсем немного. Разрыв между лидерами и остальными версиями драйверов растет при переходе к более качественным графическим режимам и увеличению разрешения. Отдельно необходимо отметить провал версии ForceWare 61.77. Ну а прирост от разгона карты в разрешении 1280х1024 и активации анизотропной фильтрации уровня 4х в паре с полноэкранным сглаживанием 2-й степени достигает 30%!
Тестирование в данной игре проводилось на демо "Tbilisi" и настройках графики "Very High". При полноэкранном сглаживании игра не тестировалась, так как оно в данном шпионском шутере просто не работает. Версия игры – 1.2b.
Получив и проанализировав результаты тестов в Splinter Cell, я был удивлен показаниями драйвера 56.64, поэтому провел тестирование повторно и... вновь получил значительное преимущество в скорости данного драйвера по отношению к остальным версиям. Но интересно даже не это, а то, что неразогнанная GeForce FX 5900XT с драйвером версии 52.16 по сумме тестов во всех режимах уверенно занимает второе место :( Вот уж действительно странные результаты... Последняя (по номеру) версия ForceWare 70.41 также неплохо поднимает производительность тестируемой видеокарты в данной игре.
Unreal II тестировался на максимальных установках графики и со включенной в Benchem’All опцией "Enable quick benchmark".
В очередной раз максимальные результаты у пары драйверов версий 56.64 и 61.12. Версия ForceWare 61.77 вновь чуть медленнее остальных драйверов.
Игра была оттестирована на BotMatch "Rankin" при выбранных установках графики в Bench’emAll "Maximum Detail Settings" (строку запуска демо можно найти в файле-справке к Bench’emAll).
В разрешении 800х600 и при режиме "High Quality" производительность явно "упирается" в центральный процессор, да так, что в лидеры выходит драйвер ForceWare версии 52.16, работающий при дефолтовых частотах видеокарты (390/700MHz).
В остальном же картина мало чем отличается от виденного нами ранее. Версии 56.64 и 61.12, поменявшись по лидерству местами, показывают максимальную производительность. Совсем немного от этой пары отстает "свежий", но не лишенный багов, ForceWare 70.41. В очередной раз проваливает выступление драйвер версии 61.77.
Также как и в Splinter Cell, в Halo: Combat Evolved не работает полноэкранное сглаживание, поэтому тестирование с использованием FSAA не проводилось. Версия игры – последняя на момент выхода статьи – 1.05.
В разрешениях 800х600 и 1024х768 с драйвером 56.64 игра отказалась проходить бенчмарк, вылетая в синий экран смерти – этим и обусловлено отсутствие результатов тестирования данного драйвера.
Получив такой разброс в результатах HALO, тестирование на каждой версии драйверов также как и в Splinter Cell проводилось повторно (а точнее – в третий раз), но не изменило итоговую расстановку сил. Результаты в данной игре очень прилично скачут от версии к версии ForceWare. Лидируют версии 61.12 и 66.93 в паре с версией 70.41 в разрешении 1280х1024.
Перед проведением тестов в Far Cry был установлен последний патч к игре версии 1.3, исправляющий ряд ошибок игрового процесса, а также добавляющий возможность сжатия карт нормалей, несколько повышающую производительность видеокарт. Безусловно, данный патч внес не только данные изменения в графическом плане, но все прочие нововведения актуальны уже только для видеокарт следующего поколения.
Тестирование было проведено на уровне "Research" с использованием демо-записи 3DNews. Качество текстур в самой игре было выставлено на уровень "Medium", а все остальные настройки на "High".
Самым быстрым драйвером ForceWare для GeForce FX 5900XT на этот раз стал драйвер версии 66.81. Провальные результаты вновь показывает версия 61.77. А на примере результатов, показанных драйвером 52.16, хорошо видно, какой прирост производительности дает разгон видеокарты в данной игре. В разрешении 1280х1024 при полноэкранном сглаживании тестирование не проводилось из-за очень низких и, как следствие, практически бесполезных показателей (в районе 16-17 кадров в секунду).
В DOOM 3 тестировалось стандартное демо с установками качества графики на уровень "Medium Quality". На каждом драйвере во всех разрешениях и режимах бенчмарк прогонялся по два раза.
Особую разницу в скорости обнаружить трудно. С большой натяжкой можно сказать, что чуть быстрее три последние версии драйверов ForceWare: 66.81, 66.93 и 70.41.
В новой сетевой игре на графическом движке Half-Life 2, тестировался Half-Life 2 Stress Test, широко использующий пиксельные шейдеры. Бенчмарк также прогонялся по два раза.
К уже окончательно ставшим самыми быстрыми драйверами (по ходу данного тестирования) версий 56.64 и 61.12 присоединился ForceWare версии 66.81. Провал 61.77 стал привычным явлением, а новые версии 66.93 и 70.41 не радуют повышением производительности GeForce FX 5900XT в Counter Strike: Source. Интересно – какова будет расстановка сил в самой Half-Life 2?
Итоги
По результатам проведенного тестирования 7 версий драйверов ForceWare самыми быстрыми (по сумме всех игр) оказались версии 56.64 и 61.12. Математически по совокупности всех тестов (среднему FPS) быстрее оказался именно драйвер версии 56.64, Вы можете убедиться в этом сами, ознакомившись с таблицей результатов (18 КБ). К сожалению, корректно судить о производительности драйвера версии 52.16 не представляется возможным из-за бага при разгоне видеокарты, возникшего на моей системе. Новые версии драйверов, видимо, уже "затачиваются" и оптимизируются под следующее поколение видеокарт GeForce, поэтому и не демонстрируют прироста производительности на FX 5900XT. Самые низкие результаты показывает драйвер версии 61.77 – его я бы не рекомендовал устанавливать для GeForce FX 5900XT.
Ваши комментарии и дополнения готов обсудить в соответствующей ветке конференции.
P.S. Выражаю особую благодарность модератору форума www.overclockers.ru Столярову А. aka Spadon за патч v.1.3 для Far Cry, а также Рекину О. aka Zam+++ за патч v.1.05 для HALO.
Сергей Лепилов aka Jordan
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают