PowerColor RADEON X800 PRO: модификация, экстремальный разгон и сравнение с GeForce 6800 GT от Leadtek
реклама
Недавно в нашу тестовую лабораторию попала видеокарта от PowerColor, основанная на менее дорогом и менее скоростном из новых графических процессоров от ATI – RADEON X800 Pro. От RADEON 800 XT Platinum Edition он отличается пониженными тактовыми частотами, 475/900 МГц против 520/1120 МГц у XT, и сниженным количеством пиксельных конвейеров, 12 против 16 у старшей модели.
Первый вопрос, который задает себе оверклокер, слыша о RADEON X800 Pro – можно ли включить обратно отключенные конвейеры на RADEON X800 Pro и разогнать RADEON X800 Pro до частот RADEON X800 XT Platinum Edition? Сможет ли RADEON X800 Pro при разгоне опередить прямого конкурента от NVIDIA, GeForce 6800 GT, также являющегося удешевленной версией старшей модели?
В этой статье я постараюсь дать ответы на эти вопросы. Но сначала – о видеокарте. Поверьте, это достойно подробного описания.
RADEON X800 PRO от PowerColor
Видеокарта от PowerColor попала к нам в лабораторию вот в такой симпатичной сумке:
реклама
Забавно: несмотря на то, что в сумке лежит видеокарта, основанная на RADEON x800 Pro, картонная лента, надетая на передний карман сумки, говорит о том, что внутри – RADEON X800 XT.
По всем отделениям, карманам, карманчикам и кармашечкам сумки, помимо видеокарты, рассовано то, что составляет комплект поставки платы от PowerColor. Этих отделений и карманов в сумке – действительно, масса. На все случаи жизни. При желании сумка даже может превратиться в рюкзак:
В комплект поставки входит набор кабелей и переходников, руководство пользователя компакт-диски с драйверами и утилитами, и дистрибутив игры Hitman:
Несмотря на неординарную упаковку, сама видеокарта от PowerColor не представляет собой ничего необычного: стандартный RADEON X800 Pro, выполненный по референс-дизайну. Отличие от референс-плат только в том, что на кулер платы от PowerColor прикреплена наклейка, закрывающая собой стандартную картинку от ATI:
Радиатор кулера состоит из двух частей: толстого медного основания, забирающего тепло от графического процессора, и медной «гармошки», приклеенной к этому основанию теплопроводным клеем. Сверху вся эта конструкция накрывается пластиковым кожухом, направляющим поток воздуха вдоль ребер радиатора.
реклама
Микросхемы памяти, как и на референс-платах от ATI, не имеют специальных систем охлаждения. Плата оснащена 256МБ видеопамяти GDDR3 в микросхемах от Samsung c временем цикла 2 нс,:
Номинальные частоты платы составляют 475/900 МГц. Основа видеокарты – графический процессор ATI RADEON X800 Pro:
Обратите внимание: на фотографии видно, что мостик, разрезанный лазером, запаян. Это было несложно, но, увы, это не помогло мне превратить RADEON X800 Pro в RADEON X800 XT, то есть, включить все 16 конвейеров. Учитывая то, что из всех серийных видеокарт на RADEON X800 Pro, побывавших – а их было немало – в моих руках, ни на одной никакими способами не удалось включить все 16 конвейеров, я могу сделать неутешительный вывод: стандартные серийные видеокарты без VIVO на RADEON X800 Pro, по крайней мере, на данный момент, переделке не поддаются.
Что ж, остается только разгон. Приступаем!
Повышение напряжения питания графического процессора
Стабилизатор питания графического процессора на видеокартах, основанных на RADEON X800 Pro, построен на микросхеме FAN5240 от Fairchild Semiconductor. Выходное напряжение стабилизатора питания задается цифровым кодом, подаваемым на входы VID0-VID4 микросхемы.
Что интересно, в отличие от видеокарт на чипах от NVIDIA, платы на ATI RADEON X800 Pro не управляют напряжением питания графического процессор в процессе работы – напряжение питания RADEON X800 PRO постоянно и составляет 1.4 В. Примечательно, что при этом цифровой код на входах микросхемы-контроллера соответствует выходному напряжению 1.0В. Такое несоответствие возникает из-за того, что на видеокарте используются резисторы с другими сопротивлениями, нежели те, что рекомендованы типовой схемой включения. Так, сопротивление резистора R6 (нумерация по типовой схеме включения) равно не 1 кОм, как указано в документации микросхемы, а, согласно замерам, 576 Ом:
Его-то как раз и надо изменять для увеличения напряжения питания графического процессора. Но не уменьшать, как обычно, а увеличивать. Поэтому вместо того, чтобы просто подпаять дополнительный резистор, шунтирующий R6, мне пришлось сначала выпаять нужный резистор, а потом поставить на его место переменный резистор. Сказано – сделано. В качестве замены я использовал переменный резистор сопротивлением 1кОм, подпаянный на место R6 проводами:
Максимальное выходное напряжение стабилизатора питания достигается при максимальном сопротивлении переменного резистора, при использовании резистора сопротивлением 1 кОм оно составляет примерно 1.7В.
Повышение напряжения питания видеопамяти
Итак, графический процессор к экспериментам готов. Дело – за видеопамятью.
реклама
Увеличивая напряжение питания микросхем видеопамяти, я обнаружил, что на плате от PowerColor повышение разгонного потенциала при увеличении напряжения питания микросхем памяти практически отсутствует. Однако, при этом микросхемы памяти, и так очень прилично разогревающиеся при работе, становятся еще горячее. При отсутствии какого-либо охлаждения микросхем памяти такой нагрев чреват выходом из строя видеокарты, а это не нужно никому.
В итоге, взвесив все плюсы и минусы, я решил не вмешиваться в схемы питания микросхем памяти – возможная выгода не перевешивает риск уничтожить микросхемы GDDR3, имеющие встроенные цепи терминации и гораздо более чувствительные ко всем перенапряжениям, чем обычные чипы DDR SDRAM.
Тем не менее, кому-то с памятью на RADEON X800 Pro может повезти больше, и для тех, кто хочет на свой страх и риск с этим поэкспериментировать, я могу привести фото стабилизаторов питания внутренних цепей и буферов микросхем видеопамяти:
Эти стабилизаторы основаны на стандартных популярных микросхемах ISL6522 от Intersil, поэтому ничего сверхсложного в поднятии напряжения питания микросхем видеопамяти нет.
Установка водяной системы охлаждения
При повышении напряжения питания графического процессора его энергопотребление и тепловыделение растет почти прямо пропорционально квадрату увеличения напряжения питания, а это значит, что стандартная система охлаждения видеокарты может не справиться с отводом тепла при разгоне.
Компактную, но, очевидно, не слишком эффективную (об этом – позже) стандартную систему охлаждения видеокарты от PowerColor, я заменил на водяную систему охлаждения от Thermaltake – Thermaltake Aquarius II:
Теперь можно быть уверенным в том, что графический процессор не испустит дух при разгоне только оттого, что ему не обеспечили нормальное охлаждение.
Итак, плата готова к тестам.
NVIDIA GeForce 6800 GT от Leadtek
Конкурентом PowerColor RADEON X800 PRO в сегодняшних тестах будет видеокарта WinFast A400GT TDH от Leadtek:
Видеокарта поставляется в Retail-упаковке, в комплект поставки, помимо самой видеокарты, входит набор кабелей и переходников, руководство пользователя, компакт-диски с драйверами и утилитами и дистрибутив Splinter Cell: Pandora Tomorrow.
Если бы печатная плата RADEON X800 Pro от PowerColor не была уже покрыта красным лаком, то при виде системы охлаждения видеокарты от Leadtek она бы покраснела – от зависти:
Такой солидной медной конструкции я не встречал уже давно – этот кулер впечатляет даже сильнее, чем знаменитый FlowFX от NVIDIA. Но шумит при работе, кстати, гораздо меньше. Чтобы окончательно добить особо впечатлительных оверклокеров, инженеры Leadtek и на обратной стороне платы разместили массивный медный радиатор – такой же, как на видеокарте на базе GeForce 6800, принявшей участие в одном из предыдущих обзоров.
Основа платы – графический процессор GeForce 6800 GT от NVIDIA...:
... и 256 МБ видеопамяти GDDR3 в микросхемах от Samsung с временем цикла 2 нс:
Разгонный потенциал платы оказался хорошим, что неудивительно, глядя на ее систему охлаждения: c номинальных 350/1000 МГц при разгоне со стандартной системой охлаждения эта плата дошла до 420/1200 МГц, а при установке системы водяного охлаждения – до 450/1200 МГц.
Итак, противник плате от PowerColor попался более чем достойный. Посмотрим, что покажут тесты.
Тестовая система и условия тестирования
Конфигурация тестовой системы:
- Процессор: AMD Athlon 64 3400+;
- Материнская плата: ASUS K8V-SE;
- Оперативная память: 2x512MB TwinMOS PC3200 CL2.5
Программное обеспечение:
- Windows XP Pro SP1;
- DirectX 9.0b
- Драйвер Detonator версии 61.34 для Leadtek WinFast A400 GT TDH;
- Драйвер Catalyst версии 4.7 для PowerColor RADEON X800 Pro
Учитывая уровень производительности видеокарт, я провел тесты только в разрешении 1600х1200 – в более низких разрешениях даже на такой мощной тестовой системе, что выбрана для этого обзора, в большой части случаев результаты видеокарт оказываются ограничены скоростью центрального процессора и системы в целом.
Оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации на обеих видеокартах были включены – NVIDIA предлагает их по умолчанию, а ATI в контрольной панели даже не имеет средств управления этими оптимизациями – они включены безальтернативно.
PowerColor RADEON X800 PRO: разгон
Перед тем, как приступить к тестам, я провел несколько экспериментов – постепенно продвигаясь от работы в номинальном режиме к максимальному разгону, я попытался определить, насколько эффективно повышение напряжения питания и установка системы водяного охлаждения влияют на разгонный потенциал. Для определения устойчивости при разгоне я использовал прогон тестов UT2004 Demo , Halo и Far Cry, без пауз, сразу друг за другом. Результаты – на графике:
Максимальные частоты платы при экстремальном разгоне составили 630/1150 МГц.
При стандартной системе охлаждения максимальная частота графического процессора составила 530 МГц. Установка системы водяного охлаждения позволила повысить частоту ядра до 560 МГц. Повышение напряжения питания на 0.05 В позволило поднять частоту на еще 10 МГц, и далее при линейном увеличении напряжения питания максимальная частота графического процессора при разгоне увеличивалась также практически линейно.
Максимальное напряжение питания, которое я подал на графический процессор, составило 1.68В. При попытке установить более высокое напряжение питания в самых тяжелых местах тестов видеокарта отключалась. Именно отключалась, а не «зависала» от перегрева (кстати, о перегреве – чуть ниже). Микросхема-контроллер стабилизатора питания графического процессора может отслеживать ток потребления графического ядра, и при выходе его за допустимые рамки она, очевидно, просто прекращает подачу питания.
Итак, максимальная частота графического процессора при напряжении питания 1.68В, то есть, на 20% выше номинала, составила 630 МГц, то есть, на 32.6% больше, чем номинальная частота. Неплохой результат, не правда ли?
Кристалл графического процессора ATI RADEON X800 Pro имеет встроенный термодатчик, а видеокарта от PowerColor – цепи мониторинга, поэтому я решил проверить, до каких температур разогревается графический процессор при экстремальном разгоне. В качестве теста, нагружающего видеокарту, я использовал Unreal Tournament 2004 Demo в разрешении 1600х1200 с включенным полноэкранным сглаживанием 4х и анизотропной фильтрацией 16х, по 20 минут гоняясь на танке за ботами по карте Torlan перед каждым замером температуры. Что из этого получилось – смотрите на графике:
Температура графического процессора, отмеченная на графике красным цветом, даже в номинальном режиме при работе со стандартной системой охлаждения превышает 60 градусов! Может быть, это и не слишком страшно, но по сравнению с температурой ядра при установке водяной системы охлаждения – очень много. Что самое интересное, тестируя PowerColor RADEON X800 Pro, я ни разу не видел того, чтобы вентилятор кулера на плате раскручивался до полных оборотов. С самого момента старта системы и до самого конца он невозмутимо крутился вполсилы, даже тогда, когда видеокарта была разогнана. Возможно, таким путем инженеры ATI берегут наши нежные уши – а шума от видеокарты, действительно, практически нет – но подвергать риску перегрева графический процессор, по-моему, всё-таки, не стоит.
Температура «окружающей среды», отмеченная на графике оранжевым цветом, соответствует показаниям термодатчика, расположенного на печатной плате видеокарты. При установке системы водяного охлаждения температура «окружающей среды» также, как и температура графического процессора, резко падает, впоследствии не вызывая никаких опасений даже при работе на самых высоких частотах и при самом высоком напряжении питания.
Итак, очевидно, что при установке водяной системы охлаждения ATI RADEON X800 Pro можно спокойно подвергать разгону, и даже при повышении напряжения питания уровень температуры графического процессора не вызывает опасений. Вполне возможно то, что при подаче более высокого напряжения питания – конечно, в разумных пределах – и использовании систем экстремального охлаждения, можно добиться работы на более высоких частотах, но достичь уровня RADEON X800 XT Platinum Edition на 12-конвейерном RADEON X800 Pro вряд ли удастся.
Простая арифметика показывает, что для того, чтобы добиться той же пиксельной производительности, что у RADEON X800 XT Platinum Edition, RADEON X800 Pro нужно разогнать до частоты 693 МГц. Может быть, такое и возможно в качестве непродолжительного эксперимента, но я сомневаюсь, что в таком режиме видеокарта проработает долго. Или кончится жидкий азот, или – графический процессор :).
Игровые тесты: Far Cry
В Far Cry версии 1.1 потенциал RADEON X800 Pro и GeForce 6800 GT оказался примерно равен: плата от Leadtek оказалась чуть быстрее в «чистом» режиме, а видеокарта от PowerColor – при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации При разгоне видеокарт соотношение сил сохраняется.
Игровые тесты: Halo
В Halo видеокарта от Leadtek на базе 16-конвейерного чипа NVIFDIA GeForce 6800 GT оказалась быстрее, и даже разгон не помог RADEON X800 Pro обойти соперника.
Игровые тесты: Unreal Tournament 2004 Demo
В Unreal Tournament 2004 Demo видеокарты на чипах от ATI традиционно показывают более высокие результаты, но при сравнении с NVIDIA GeForce 6800GT 12-конвейерный RADEON X800 Pro смог взять верх только при использовании полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.
Игровые тесты: Max Payne 2: The Fall of Max Payne
Видеокарты показывают примерно одинаковые результаты как в «чистом» режиме, где их скорость оказалась ограничена производительностью центрального процессора, так и в тяжелом режиме при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.
Игровые тесты: Star Wars: Knights of the Old Republic
Здесь нет сложных пиксельных шейдеров DircetX 9, где RADEON X800 Pro мог бы показать свою скоростную архитектуру, поэтому NVIDIA GeFoce 6800 GT лидирует. Экстремальный разгон помогает плате от PowerColor опередить соперника, но разогнанный GeForce 6800 GT оказывается ему не по зубам.
Игровые тесты: Prince of Persia: Sands of Time
В Prince of Persia – то же самое: главные факторы, влияющие на результат – высокая скорость заполнения и эффективность исполнения простых пиксельных шейдеров. В результате PowerColor RADEON X800 Pro не может конкурировать с GeForce 6800 от Leadtek даже при экстремальном разгоне.
Игровые тесты: IL-2 Sturmovik: Aces
RADEON X800 Pro уступает сопернику как в чистом режиме, так и при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Проигрыш в «тяжелом» режиме – нехарактерный результат, поскольку обычно при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации новые чипы от ATI показывают более высокую эффективность, чем новинки от NVIDIA.
Игровые тесты: Lock ON
В Lock ON видеокарты показывают примерно равные результаты: в «чистом» режиме при разгоне лидирует плата от Leadtek, а при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации чуть быстрее оказывается плата от PowerColor.
Игровые тесты: Homeworld 2
В Homeworld2 не используются сложные пиксельные шейдеры, и NVIDIA GeForce 6800 GT оказывается быстрее. Но при разгоне результаты видеокарт сравниваются – они оказываются ограничены скоростью центрального процессора. К сожалению, в Homeworld 2 не удалось провести тесты в «тяжелом» режиме – на NVIDIA GeForce 6800 GT в этой игре не срабатывает форсирование полноэкранного сглаживания.
Заключение
Итак, при экстремальном разгоне ATI RADEON X800 Pro удалось получить очень неплохой рост тактовой частоты – она поднялась на 32.6% по сравнению с номиналом. Это говорит о том, что «запас прочности» у чипов от ATI есть, и немалый. Во всяком случае, работа на частотах RADEON X800 XT Platinum Edition не составляет для RADEON X800 Pro никаких трудностей.
Однако, для того, чтобы достичь уровня производительности RADEON X800 XT Platinum Edition, необходимо либо включить недостающие конвейеры, с чем, очевидно, на данный момент полная... полная... беда, либо поднимать тактовую частоту графического процессора до уровня 693 МГц, а это вряд ли достижимо в домашних условиях.
В сравнении с NVIDIA GeForce 6800 GT, отличающегося от старшей модели, NVIDIA GeForce 6800 Ultra, только тактовыми частотами, урезанный вариант X800, X800 Pro, выглядит не лучшим образом: по сумме результатов из 10 игр в двух он оказался ненамного быстрее соперника, еще в трех примерно на уровне, а в пяти – слегка или серьезно медленнее, чем NVIDIA GeForce 6800 GT.
При разгоне NVIDIA GeForce 6800 GT спокойно опережает по частотам NVIDIA GeForce 6800 Ultra, то есть, как минимум, достигает уровня производительности старшей модели, чего нельзя сказать о RADEON X800 Pro...
Впрочем, все сегодняшние выводы могут быть в один момент перечеркнуты или, наоборот, подтверждены розничными ценами видеокарт. Каким бы «выбором оверклокера» ни стала та или иная видеокарта, если она окажется значительно дороже, чем соперник, то шансов стать покупкой у нее немного.
Так что совет пока только один – держите руку на пульсе событий, следите за ценами!
Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают