реклама
Американские компетентные органы в этом месяце опубликовали черновую версию правил, описывающих процедуру сертификации транспортных средств с функцией автоматического управления, их регистрацию, правила эксплуатации и основные требования к безопасности. Основная часть этого внушительного по объёму документа ещё будет проходить публичные слушания, но некоторые принципы американские власти хотели бы видеть и в конечной версии правил.
реклама
Например, американские органы, отвечающие за безопасность на дорогах, призывают автопроизводителей делиться друг с другом критической информацией, собранной в ходе испытаний и совершенствования систем "автопилота". Каждый производитель не должен учиться исключительно на своих ошибках – прогресс пойдёт быстрее, когда появится некая общая база данных, по примерам из которой автоматика научится избегать аварийных ситуаций. Вопрос щекотливый: с одной стороны, обмен опытом делается во благо человечества, с другой стороны, в этой сфере сами данные имеют первостепенную ценность, и делиться ими с конкурентом пожелают не все и не всегда.
Профильное американское агентство заодно поясняет, на каких стандартных этапах автоматизации процесса управления автомобилем от присутствующего за рулём человека будет требоваться наличие водительских прав. Подобный документ и сопутствующий уровень подготовки необходим вплоть до "третьего уровня автоматизации" – он подразумевает, что система сама решает, когда передать полномочия человеку. Два последних уровня автоматизации (четвёртый и пятый), не подразумевающих вмешательство человека в управление автомобилем, наличия водительских прав требовать не будут.
Кстати, американские эксперты считают, что "робомобили" не должны полагаться исключительно на человека в критической ситуации, ибо он может пропустить момент перехода управления в ручной режим. По этой причине от автоматических автомобилей требуется способность самостоятельно с минимальным риском избегать аварийных ситуаций при отсутствии вмешательства водителя.
Список из пятнадцати пунктов определяет, что будет проверять сертификационный орган при подготовке к выходу "робомобиля" на рынок США. Правительственное агентство собирается взять на себя функции сертификации и одобрения эксплуатации, чтобы все транспортные средства соответствовали единому перечню требований. NHTSA берёт на себя функции регулятора и контролёра, ведя просветительскую деятельность и принуждая производителей устранять дефекты в случае их выявления. Ошибки и "прорехи" в программном обеспечении допускается устранять без визита транспортного средства в сервисный центр, за счёт обновления "по воздуху". На местные власти в штатах ложится работа по определению границ юридической ответственности, требований к страхованию, изменению правил дорожного движения, подготовке водителей, их лицензированию и контролю за техническим состоянием транспортных средств. Власти штатов сами могут определять на уровне местных законов, кто несёт ответственность в случае участия "робомобиля" в аварии – автопроизводитель или владелец транспортного средства, либо "водитель".
Кстати, в свидетельстве о регистрации транспортного средства должна делаться особая отметка, позволяющая судить о наличии функций активной помощи водителю или "полного автопилота". Автомобили, которые уже выпускаются несколько лет, допускается оснащать более совершенным автоматическим оборудованием с проведением всех сертификационных мероприятий. Подразумевается, что это будет делать автопроизводитель, модернизирующий свои модели на конвейере с целью повышения их эффективности в качестве автоматических транспортных средств. Таким образом, первый шаг к созданию федеральных правил эксплуатации "робомобилей" американские власти уже сделали. Остаётся только дождаться момента, когда будет разрешена эксплуатация таких транспортных средств частными лицами на дорогах общего пользования.