Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв
Зажиточные любители игр – главная опора бизнеса NVIDIA.

реклама

После долгой прелюдии, обусловленной наличием других неотложных тем, мы приступаем к изучению квартальной и годовой отчётности компании NVIDIA, которая была опубликована вчера вечером. Сразу поясним, что для этого производителя четвёртый квартал 2014 финансового года завершился 26-го января 2014 календарного года. Мы же для удобства будем ссылаться на календарный квартал 2013 года, не забывая о перешедших на январь последних 26 днях отчётного периода.

Официальный пресс-релиз был лаконичным. Глава компании заявил, что объём выручки за прошедший квартал превзошёл собственные ожидания NVIDIA, и благодарить за это следует подъём спроса на игровые решения для ПК. Прошедший год Дженсен Хуан вообще назвал "превосходным и выдающимся" для всего бизнеса NVIDIA по выпуску графических процессоров. Собственно, основанием для таких заявлений стало увеличение выручки от реализации GeForce GTX на 50% за последний квартал года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Правда, это относится только к настольному сегменту – в секторе ноутбуков выручка NVIDIA падала в соответствии с общей тенденцией рынка. К структурным изменениям мы ещё вернёмся, а пока имеет смысл закончить рассмотрение укрупнённых показателей.

реклама

Итак, за квартал NVIDIA выручила $1,14 млрд. – это на 9% больше, чем в прошлом квартале, и на 3% больше выручки аналогичного квартала предыдущего года. Чистый доход удалось увеличить с $119 до $147 млн. (+24%) по сравнению с прошлым кварталом, в годовом исчислении чистый доход снизился на 16%. Росли операционные расходы: на 2% по сравнению с предыдущим кварталом, и на 13% в годовом исчислении. NVIDIA объясняет это ростом компенсационных расходов на персонал. Проще говоря, зарплаты и премии сотрудников увеличились. Кроме того, компания в прошедшем году тратила средства на разработку графических решений семейств Kepler и Maxwell, а также процессоров Tegra K1, известных нам под кодовым обозначением Project Denver. Это выразилось в увеличении операционных расходов на 12% за весь год по сравнению с предыдущим периодом.

В прошлом квартале норма прибыли NVIDIA снизилась до 54,1%, хотя кварталом ранее достигала 55,4%. Компания объясняет это меньшей долей дорогих решений типа Tesla и Quadro в структуре выручки, и увеличением доли более доступных процессоров Tegra. В годовом исчислении норма выручки выросла с 52,9% до 54,1%, благодаря стабильной средней цене реализации GeForce GTX и увеличению объёма продаж этих графических решений.

Имеет смысл рассмотреть, как распределяется выручка по направлениям деятельности NVIDIA. Их не так много, всего три: GPU, Tegra и "прочее". В кластер GPU попадают не только все дискретные графические решения для ноутбуков и настольных систем, но и профессиональные ускорители типа Quadro и Tesla, а также "облачные" решения GRID. К направлению Tegra относятся все разновидности соответствующих процессоров и модемов, а "прочие" статьи доходов в таблице символизируют поступления от лицензионных отчислений со стороны Intel. Впрочем, за квартал по этой статье набегает всего $66 млн., а за год - $264 млн., поэтому динамики в этой сфере никакой нет из-за фиксированного размера отчислений.

Итак, в четвёртом квартале прошлого года (и за часть января этого) NVIDIA выручила от реализации GPU на 8% больше, чем кварталом ранее - $947 млн. В годовом исчислении выручка на этом направлении выросла на 14%. Старшие графические решения (GeForce GTX) пользовались неплохим спросом, включая настольные и мобильные продукты. Правда, на годовом интервале спрос на мобильную графику NVIDIA снизился. Quadro и Tesla на квартальном интервале немного просели, хотя по итогам года эти виды продуктов продемонстрировали рекордные размеры выручки.

Процессоры Tegra, как мы можем видеть из таблицы, демонстрировали положительную динамику лишь на квартальном интервале (+18%) – преимущественно благодаря увеличению объёмов поставок процессоров Tegra 4. А вот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от реализации процессоров снизилась на 37%. NVIDIA объясняет это тем, что процессоры поколения Tegra 3 продавались в больших объёмах по сравнению с последователями. В автомобильных системах процессоры Tegra стали применяться чаще, а вот выручка от реализации игровых консолей и встроенных решений на их основе снизилась.

Следует признать, что почти 83% выручки NVIDIA получает от реализации именно графических процессоров, на долю процессоров Tegra остаётся не более 11,5% выручки. Если рассмотреть весь год, то это соотношение лишь слегка перевешивает в пользу графических процессоров (84%). Имеет смысл рассмотреть финансовые итоги всего года:

Выручка сократилась на 4% до $4,130 млрд. Норма прибыли выросла с 52% до 54,9%. Операционные расходы увеличились на 12%, с $1,578 млрд. до $1,772 млрд. Чистый доход и доход на одну акцию неизменно снижались – на 22% и 18%, соответственно. Компания признаёт, что в 2013 году локомотивами выручки были дорогие видеокарты GeForce, ускорители Quadro и Tesla, а также применяемые в автомобилях процессоры Tegra. Картину испортили массовые графические решения для настольных систем и ноутбуков, которые продавались в меньших объёмах, а также трудности перехода с Tegra 3 на Tegra 4. Именно в снижении объёмов продаж видеокарт "среднего класса" проявляется влияние падения рынка ПК на финансовые результаты NVIDIA – дорогие видеокарты продавались хорошо.

Выручка от реализации процессоров Tegra по итогам года снизилась на 48%. Производитель объясняет это падением спроса на планшеты и смартфоны на основе Tegra 3, которое лишь частично было компенсировано ростом объёмов реализации процессоров Tegra 4, находящих применение не только в планшетах и смартфонах, но и в развлекательных системах автомобилей.

В первом квартале нового финансового года (он уже 2015 в календаре компании) NVIDIA рассчитывает получить выручку в размере $1,05 млрд., удержать норму прибыли на уровне 54,2-54,5%, ограничиться операционными расходами в размере $454 млн. и капитальными расходами в размере $45 млн. Дабы не перегружать и без того объёмный материал дополнительной информацией, о высказываниях руководства NVIDIA на квартальной отчётной конференции мы расскажем в отдельных заметках.

Показать комментарии (39)

Сейчас обсуждают