Платим блогерам
Редакция
Лаборатория Pbs
Любишь гонки и есть доступ в Интернет? Выведи свою страну на первое место!

реклама

Введение

реклама

Во время Олимпиады многие вдруг с удивлением обнаружили у себя неизвестно откуда взявшийся подъем патриотизма. Хочется, чтобы именно твоя страна была родиной самых сильных, самых быстрых и самых умелых. А может быть, вы даже не прочь были бы и сами поучаствовать в чем-то подобном, для того чтобы показать зарвавшимся буржуям, кто тут главный? Ну, участие в Олимпиаде большинству из нас не светит ни под каким видом, но это и не нужно. В интернете есть свои собственные состязания и киберспорт с каждым годом привлекает все большее и большее количество поклонников во всем мире. Хотите посмотреть, что представляет собой современная дисциплина кибер-спорта? Тогда встречайте – TrackMania Nations ESWC!

Изначально TrackMania создавалась как исключительно коммерческий проект. Игра стала популярной и завоевала заслуженные симпатии среди любителей аркадных автогонок. Чуть больше года назад TrackMania решили включить в список игр, по которым будут проходить состязания на Electronic Sports World Cup (ESWC). Это известное международное соревнование, на котором киберспортсмены со всего мира выясняют, кто из них умеет играть в игры лучше всех. Правда, тогда Nadeo была слишком занята выпуском TrackMania Sunrise и поэтому состязания на ESWC 2005 прошли без их участия. Зато теперь, год спустя, руководство этой французской компании наконец решило, что участие в столь известном мероприятии будет неплохой рекламой для их продукта. Специально была выпущена бесплатная версия TrackMania Sunrise – TrackMania Nations ESWC, ориентированная на мультиплеер. Дистрибутив был выложен в сеть для свободного доступа. Как показали дальнейшие события, наивные французы просто не были готовы к последствиям. Сервер Nadeo, чьей задачей был учет общей статистики, просто рухнул под наплывом тысяч игроков... В настоящее время, спустя полмесяца после релиза игры, 5-7 тысяч человек он-лайн, играющих на сотнях серверов – самое обычное дело. Заинтригованы? Тогда прошу познакомимся с этим чудо-феноменом поближе.

1. Геймплей: аркада – это вам не где-то там

TrackMania Nations по своей сути – аркадная автогонка. Правда, в данном случае "аркадная" не означает "простая" или "непроработанная". Напротив, игра относительно сложна и тщательно продумана. Не пряча стыдливо свою аркадность за псевдо-реалистичным окружением, она прямо и четко заявляет: да, я аркада и этим горжусь. Упрощенная физика введена сознательно и является необходимым атрибутом геймплея. Дело в том, что гоночные трассы снабжены массой сложных элементов, требующих для прохождения выполннения ряда совершенно умопомрачительных акробатических трюков.

Трамплины, дороги, идущие перпендикулярно земле, а то и вовсе завивающиеся кольцами, повсеместно расставленные Turbo blocks, которые придают машине дополнительное ускорение. До конца идея аркадности воплощена в некоторых трассах (из оффлайновых, которые предназначены для тренировки – это в основном трассы уровня "эксперт"), представляющих собой нечто вроде головоломки, которую нужно разгадать. Только найдя стратегически правильный путь к заветной красной площадке финиша, можно пускать в ход свое водительское мастерство. Например, трасса, где необходимо запрыгнуть на площадку на десятиметровой высоте, используя два трамплина и две гигантских полутрубы, на манер тех, что используют скейтеры. Введение малопредсказуемой физики со множеством воздействующих факторов, и тем более – реальной физики, сделало бы выполнение подобных задач просто невозможным.

Реализация поведения гоночных болидов так же упрощенная. Управление – четыре кнопки. Так же (по слухам) очень удобно играть на геймпаде, чему я охотно верю, а вот на джойстике играть я пробовал сам – не понравилось. Никаких заносов, никаких повреждений, все машины имеют одинаковые характеристики. Если думаете, что это делает управление проще, то вы ошибаетесь. Вылететь с трассы на скорости в 400 км/ч легче простого. На некоторых трассах можно разогнаться до скорости более 500 км/ч. Но и этого мне показалось недостаточно. Запустив редактор, я создал совершенно прямую трассу, целиком состоящую из ускорителей. Через минуту все предыдущие рекорды скорости пали, ибо мне удалось достигнуть скорости более 800 км/ч! Пожалуй, машины в TrackMania Nations вполне достойны звания самых быстрых колесных средств передвижения в компьютерных играх.

Ну и в заключение, еще одна яркая особенность геймплея, доказывающая, что аркада аркаде рознь. Конкретно: в TrackMania Nations нет респаунов. Да-да, вы не ослышались. Не забывайте, что игра предназначена для настоящих киберспортивных состязаний, а там все серьезно. Если перевернете машину, то у вас не останется никаких вариантов, кроме как начать сначала. Впрочем, учитывая сложность трасс, это еще не означает проигрыша – вполне возможно, что и вашим противникам вновь придется начать заезд со стартовой площадки.

2. Структура игры: того и другого, и можно без хлеба

Несмотря на то, что TrackMania Nations ESWC считается "урезанной" версией TrackMania Sunrise, она представляет собой полноценную и самостоятельную игру, со своим геймплеем и своим собственным окружением, отсутствующем в основной игре. В дистрибутив весом 267 мегабайт умудрились, кроме самой игры, запихнуть еще и 50 Мб видео- и аудио-контента. Поэтому положительные впечатления начинаются с самых первых секунд знакомства. Хорошо срежессированный видеоролик наглядно демонстрирует геймплей игры на примере гонки по трассе I-9, а так же не менее наглядно демонстрирует преимущества 3D Max-а перед игровым движком. Хотя, ради справедливости надо сказать, что в целом ролик не слишком приукрасил действительность, ну разве что продвинутый блюр и меняющаяся глубина резкости выдают его неигровое происхождение. Кроме геймплея нам дают возможность глянуть на стадион с высоты птичьего полета и лицезреть огромный, выкошенный на травке газона логотип TM.

После просмотра ролика нам предлагают создать профиль игрока, который кроме имени включает в себя и выбор нации, за которую вы будете играть. Игра, как и любое правильно организованное соревнование, серьезно играет на патриотических чувствах, давая дополнительный стимул для игры – "постоять за честь родины-матушки". Из суммы индивидуальных карьерных достижений игроков создаётся итоговый рейтинг стран-участниц.

Россия какое-то время держалась в районе 10-го места, но сейчас откатилась на 15-е.

Кроме флага, каждая нация имеет собственный скин для машины и гимн. В мультиплеерных состязаниях после финиша играет гимн той страны, за которую выступал победитель соревнования. Увы, не обошлось без косяка: для России почему-то использована "Патриотическая песнь" М. Глинки, которая уже не имеет статуса гимна. Наверное, французы, со своей старинной "Марсельезой", просто не привыкли, что гимн страны может меняться трижды за пятнадцать лет.

Наконец попадаем в главное меню, которое предоставляет нам возможность выбрать один из четырех режимов игры, запустить редактор треков и настроить профиль игрока.

Режимы игры следующие: самый первый – Solo, представляет собой набор из трасс, распределенных по трем категориям. В первой категории, для начинающих, представлены даже не трассы, а отдельные ее элементы, начиная от самых простых, таких как поворот, до самых забористых, типа комплекса колец. Вторая категория, для продвинутых – это уже нормальные трассы, требующие изучения, но не представляющие особенной сложности для прохождения. В третьей категории, для экспертов, собраны самые сложные из трасс, каждая из которых требует тщательного продумывания и подготовки.

По идее данный режим предназначен для тренировки перед предстоящими мультиплеерными баталиями, но на деле одиночные заезды очень увлекательны и представляют самостоятельную ценность. Для того, чтобы не было совсем одиноко, в игре есть "призраки". Если вы хоть раз прошли трассу до конца, при следующем заезде вы будете соревноваться с "призраком" машины, повторяющей траекторию вашего заезда с самыми лучшими результатами. Это позволяет гибко настроить баланс сложности – каждый задает его сам, постепенно улучшая свои собственные результаты. Для ориентировки разработчики вставили так же четыре фиксированных результата. За "взятие" первых трех планок дают медали – бронзовую, серебряную или золотую. Четвертый результат – рекорд, поставленный самими разработчиками. Если вы побили и этот рекорд, вы получаете специальную зеленую медаль.

Второй режим – Hot Seat. Если вы не хотите соревноваться сами с собой, но и вариант игры через интернет вас не привлекает, можете попробовать играть на одном компьютере по очереди. Количество участников ¬– от 2 до 8 человек, можно выбирать трасу самим или доверить выбор случаю. Кстати, в этом режиме уже доступны карты под названием Pro Race, общим количеством в 10 штук – специальные карты для он-лайна, довольно сложные, насыщенные "акробатикой", но без зубодробительных мест, какие часто встречаются на трассах класса "Эксперт".

Далее идет игра по локальной сети. Сюда же относится и игра через прямое соединение от модема к модему. Тут все довольно понятно. А вот следующий пункт – игра в глобальной сети – это самое главное, что есть в этой игре. Создав аккаунт (или использовав уже имеющийся от других версий TrackMania), вы попадаете в меню выбора сервера. Нажав кнопку "показать все серверы", вы тут же получите требуемый список. Большая часть серверов расположена во Франции, уже есть и несколько российских. Сказать, что выбор большой – это значит сильно поскромничать. Та же TrackMania Sunrise пользуется даже не в разы, а на один-два ПОРЯДКА меньшей популярностью. Количество серверов и игроков показывается в верхнем правом углу экрана, как вы можете видеть на скриншоте – цифры весьма внушительные.

В игре присутствует очень удобный, интуитивно понятный редактор трасс. Немного времени и очень много фантазии – вот и все, что требуется для создания нового трека. Последним пунктом меню идет редактирование профиля. Кроме довольно скучных вещей там прячется возможность украсить свою машину по вкусу. Фактически, это очень наглядный редактор скина для модели машины: с помощью простых инструментов вы редактируете его прямо на машине. Можно лепить стикеры, разные картинки, можно рисовать разными кистями. Вариантов много, а в перспективе их бесконечное множество, так как новые варианты украшательств можно создавать самому или качать из интернета.

3. Техническая часть: долой с корнем консольные корни

Игра выглядит просто потрясающе, без тени сомнения можно сказать, что это одна из самых красивых автогонок на сегодня. Игра очень хорошо обходится без помощи вычурных эффектов, какие можно видеть, например, в NFS:MW и ей подобных. Вместо этого она предлагает отличные четкие текстуры (сказывается отсутствие мультиплатформенности), поддержку самых передовых технологий, таких как бамп-мэппинг и шейдеры версии 3.0. Все это вместе позволяет создавать очень красивую реалистичную картинку. Но, увы – за красоту надо платить. Например, очаровательная травка, покрывающая поле стадиона, сделанная с помощью шейдеров 3.0, снизила fps с 50-ти до 30-ти.

Однако при помощи широчайших возможностей по настройке графики можно всегда подобрать производительность, соответствующую возможностям компьютера. В окружении мультиплатформенных проектов иногда забываешь, что настройки игры могут регулироваться не одним ползунком, а нормальным меню с десятками возможных опций. Само меню находится не в игре, а в лаунчере.

Нажав кнопку Configure, мы попадаем в окно конфигурации программы. Здесь все просто и понятно: разрешение, уровень громкости – самые основные параметры.

Гораздо больший интерес представляет то, что скрывается за двумя кнопками: "Advanced" позволяет перейти к расширенным настройкам, а "Bench" запускает встроенный бенчмарк.

В меню расширенных настроек можно установить практически любой параметр, включая частоту развертки, тип акустики и чувствительность джойстика. Особенно широк набор параметров в разделе "Графика", кроме собственно настроек графики там есть и режим "Совместимость", позволяющий решать специфические проблемы.

Если говорить о требовательности игры в общем, то на максимальных настройках она примерно эквивалентна NFS:MW, но при этом TrackMania выдает более "гладкий" fps, без неприятных подлагиваний. На минимальных настройках fps демонстрировал большие скачки, временами кратковременно уходил за 200, а иногда так же ненадолго опускался до 70. Большую часть времени fps держался на отметке около 150 – вероятно, все упиралось в процессор. Это позволяет сделать вывод, что запас производительности у игры есть и в нее можно играть даже на слабых машинах. Случайно заметил следующий факт: на высоких настройках, особенно при включении третьих шейдеров, игра очень чувствительна к настройкам производительности в драйверах. Качество картинки практически не снижается, даже если этот уровень стоит на отметке "высокая производительность". На минимальных настройках параметр производительности драйвера на производительность игры, как мне показалось, не влияет вообще, как уже было сказано, на таких настройках главным лимитирующим скорость фактором становится процессор.

Минимальные настройки

Максимальные настройки

Для себя я решил, что наиболее оптимально будет отключить третьи шейдеры (трава на трассе не растет, поэтому ее можно увидеть только когда заедешь куда-нибудь не туда) и за счет этого добавить уровень сглаживания. Кстати, в игре при нажатии цифры "0" выводится сначала краткая, а при повторном – подробная статистика, включающая и fps, и характеристики сетевого соединения..

Еще одной технической особенностью игры является замечательный сетевой код, который позволяет людям даже с очень плохой модемной связью спокойно играть в сети, даже при участии трех-четырех десятков других игроков. Разработчики не стали долго и мучительно думать и решили проблему скорости передачи данных по-македонски, одним ударом. Они просто упразднили столкновения между машинами. То есть, все машины спокойно могут проезжать друг сквозь друга, никак при этом не взаимодействуя. Из этого следует, что каждый игрок может спокойно ехать по своей трассе при любом качестве связи, без всяких лагов и фризов, так как игре не нужно ждать, пока подгрузятся необходимые данные для расчета положения вашей машины и состояния окружающей обстановки. Все это считается локально, на компьютере. Качество связи теперь влияет только на одно: как точно будет отображаться местоположение ваших соперников, и насколько "гладко" они будут ехать. Уже появились читерские программы типа Speedhack, которые фальсифицируют отправляемые на сервер данные и позволяют обманом вырвать себе победу. Поэтому всех людей, кто показывает из ряда вон выходящие результаты, попросту банят без суда и следствия. Зачастую под горячую руку попадают и невинные граждане...

4. Start your engine! © Из вступительного ролика

Осталось только поблагодарить маленькую компанию Nadeo за большой подарок всем любителям увлекательных аркадных автогонок. TrackMania Nations – настоящая находка для любителей игры в сети (не важно какой – локальной или глобальной), да и в оффлайне она представляет немалый интерес. Эта игра очень хорошо показывает: в любом жанре можно сделать отличную игру, надо только не бояться отказываться от компромиссов и без страха идти по тому пути, по которому до тебя еще никто не ходил.

Достоинства:

  • Отличная, гибко настраиваемая графика.
  • Отличный, разнообразный и сбалансированный геймплей
  • Огромное количество трасс, редактор трасс, возможность добавления новых трасс.
  • Уникальный сетевой код, очень большие возможности игры в сети.
  • Бесплатность.

Павел Бажин aka "Pbs"


Обсуждение игры идёт в этой ветке нашей конференции.


Сейчас обсуждают