Платим блогерам
Редакция
Лаборатория Алексей Чеберда

реклама

  • Жанр: 3D ACTION / RPG
  • Разработчик: Deep Shadows
  • Издатель: Atari
  • Издатель в России: Руссобит-М
  • Сайт игры

  • Минимальные системные требования:
    • Pentium IV 1.5 ГГц;
    • 512 Мб ОЗУ;
    • 64 Мб видеокарта класса GeForce 3 или Radeon 8500+;
    • звуковая карта, совместимая с DX9;
    • CD-ROM.

  • Рекомендуемые системные требования:
    • Pentium IV 3.0+ ГГц;
    • 1024+ Мб ОЗУ;
    • 256 Мб видеокарта класса GeForce 6 или Radeon X.

реклама

Надежда умерла. Правда, она героически держалась до последнего издыхания и уже за это достойна нескольких теплых слов.

Надежда родилась в те далекие времена, когда все мы были непростительно молоды, летние дни радовали нас теплом, а зимние отличались холодом. О проекте Xenus тогда ходили лишь упорные слухи. Надежду питали многочисленные превью, создавшие стойкое впечатление, будто бы наши ребята из Deep Shadows сумеют создать нечто столь прекрасное, что посрамит Morrowind, Deus Ex, Elite, Майкла Джексона, Луи Армстронга, Льва Толстого и т. д. и т. п. вместе взятых. Да и могло быть иначе? Ведь скриншоты выглядели так сочно и многообещающе, да и пресс-релизы казались вполне разумными и продуманными.

Потом команда разработчиков вдруг приняла решение "радикально" перекроить движок, дабы он был чуть-чуть "пофаркраистее". Надежда пошатнулась: профессионалы себе подобных выходок не позволяют. Когда же было принято решение лицензировать физиономию Арнольда Вослоу, дабы главный герой игры мог щеголять ею направо и налево, стало ясно – что-то не так. Нормальным играм это ни к чему: Far Cry не нужно лицо Брюса Уиллиса, как Doom 3 не понадобился Киану Ривз. Надежда с каждым днем становилась слабее.

Она еще была жива, когда курсор мыши впился в XENUS.EXE, но, увы... Столкновение с жестокими колумбийскими реалиями расставило все точки на i.

Вам интересно, почему умерла надежда?

Нижеследующий текст был написан специально для того, чтобы помочь вам разобраться в этом. Дабы картина стала еще яснее, я буду приводить цитаты из превью.

Тухлый пейотль

Начнем с сюжета.

Не раскрывая всех деталей сюжета, они нам обещают даже некоторые мистические откровения и совсем уж необъяснимые вещи, которые и без того крепко сбитый сюжет снабдят и толикой непознанного, что уж очень занятно.

На самом деле Deep Shadows подсунули нам довольно избитую историю о пропавшей журналистке, случайно приходящейся дочерью некому Майерсу, крутому наемнику и заботливому отцу в одном лице. Разумеется, Майерс сразу озаботился судьбой непутевого чада и отправился на место происшествия для проведения традиционного "расследования" с применением оружия, огнестрельного и крупнокалиберного. Согласитесь, фабула на редкость примитивная и скверная. Впечатление, к тому же, портят низкопробный вступительный ролик и столь же неудачные пошлые диалоги (они в Xenus такие же несуразные и унылые, как в X2 The Threat). Подобная третьесортная беллетристика не может считаться мотивацией к действию.

Сюжет у Xenus скверный и предсказуемый, с обязательной "страшной тайной", разгадку которой знают даже дети из старшей группы детского сада.

Ооо-о-оо!..

Неряшливо. Именно так, одним словом можно исчерпывающе ответить на вопрос о том, как же сделан Xenus, и вот почему. Deep Shadows создали весьма незаурядную игру, в которой слились воедино шутер на открытом пространстве а-ля Far Cry, RPG, более всего напоминающая бесподобный Deus Ex, и некоторые очаровательные моменты, знакомые нам по серии Fallout. Казалось бы, вот она, формула успеха. И в самом деле, по отдельности все компоненты этой игры выглядят вполне добротно, в особенности FPS-часть. Хотя, конечно, игре далеко до уже неоднократно упомянутого Far Cry как по качеству графики, так по уровню интеллекта врагов.

Авторы утверждают, что альтернативный интеллект будет вести себя в их новой игре буквально по-человечески, т. е. он не будет ни безбожно тупоголовым, ни подозрительно умным, что сделает "мирное" общение с ним в разы интереснее, а "немирное" просто подарит часы счастья! Например, заявлена система ориентирования на местности всеми персонажами, которыми руководит всемогущий AI, основанная на виртуальном зрении и слухе.

Местному ИИ, безусловно, есть чем удивить искушенную публику: у него огромные проблемы со стрельбой по движущейся мишени, он абсолютно неправильно рассчитывает упреждение, не умеет толком использовать гранаты, и, конечно же, "лезет на рожон". Само собой напрашивается слово "клиника". Доходит до смешного: например, старушка, в сумочке у которой, разумеется, на "всякий пожарный" припасена граната, бросает ее себе под ноги и трагически гибнет. Согласитесь, тяжелый случай даже для уже упомянутого диспансера известного профиля.

Но ИИ – это не главное, во всяком случае для тех, кто еще помнит славные катакомбы первого DOOM. В конце концов, лично мне воевать все равно было очень весело, несмотря даже на невменяемость противника. В памяти всплывают старые добрые времена, когда монстры были тупы, игровые задачи сводились к поиску "красного ключа", а фреонная система охлаждения для РС была предметом мечтаний исключительно научных фантастов. Немало способствует получению простого шутерного удовольствия и обширный, проработанный, местами даже оригинальный арсенал. В нем есть все стволы, о которых вы мечтали в детстве. Нашлось место для почтенного АК-47 и экзотического Famas, нескольких гранатометов и родной, так греющей душу СВД. Мадам и мсье, знающие толк в извращениях, наверняка оценят припасенную для них баночку варенья... Да-да, в буквальном смысле: банка варенья при определенных обстоятельствах представляет собой смертельное оружие!

Но это, разумеется, тоже далеко не самое важное. Главное достоинство Xenus, способное удивить или даже повергнуть в шок, – уникальная организация игрового пространства. Все игры этого жанра, с которыми мне до сих пор доводилось иметь дело, имели четкое деление на уровни. Совсем другое дело – Xenus. Здесь игрок не передвигается по цепочке уровней – вместо этого все пространство вокруг него представляет собой один гигантских размеров уровень. Насколько он велик? Если вам интересно, в распоряжении игрока оказывается ни много ни мало 625 квадратных километров. Размер, согласитесь, имеет значение, и, очевидно, чтобы путешествовать на такие расстояния, игроку придется освоить управление транспортными средствами, коих имеется огромное количество.

...управление всеми заявленными средствами передвижения в этой украинской игре будет требовать навыков хотя бы однократной игры в авто- или авиасимуляторы, т. к. легкой и беззаботной аркадности нам не обещают, ну, не пройдет она там, где человеческая жизнь стоит дешевле чашки кофе. Игра вообще обещает быть довольно сложной, поэтому разработчики сами рекомендуют прочитать всем (хотя бы на этот раз) руководство на диске.

К сожалению, поведение стальных птиц и коней оставляет желать много лучшего, особенно это касается автомобилей – бедняжки почти неуправляемы. Я не автомеханик, но то, что машина едва слушается руля, отчаянно, невыносимо хрипит, с трудом тормозит и мучительно медленно разгоняется, заставляет заподозрить, что несчастная жестянка нуждается в ремонте. Увы, нет – в исправлении нуждается представление Deep Shadows о моделировании транспортных средств, причем не только автомобилей. Ни об удобстве, ни о реализме речь просто не идет.

Самое прискорбное, что разница между роскошным внедорожником и дряхлой колымагой почти не ощущается, в результате чего теряется некое особое радостное чувство, которое испытывал игрок при угоне в той же GTA. К счастью, мучиться и учиться управлять транспортом суждено не только игроку, но и главному герою, ведь у творения киевских умельцев очень хорошо развита RPG-составляющая. Налицо достаточно сложная система характеристик персонажа, мало чем отличающаяся от таковой в Deus Ex. Помимо традиционных показателей, таких, как навыки владения оружием и техникой, в ней есть и чисто Fallout'овские находки, вроде наркотической и алкогольной зависимости. Имеется также весьма неудобный, но вместительный инвентарь, возможность апгрейда оружия, и, что особенно приятно, развернутая система оценки повреждений персонажа, как все в том же Deus Ex.

Последнее означает, что господин Майерс может быть ранен в руку, и это повлечет ухудшение меткости стрельбы, а то и лишится ног из-за неосторожного обращения с гранатами или общения с пираньями.

Проще говоря, если вы прострелили супостату ногу, то далеко он от вас уже не убежит, а если и в руку сумели попасть, то и оружие свое выронит от боли. То же самое будет происходить и с игроком, пока ему не удастся где-нибудь схорониться за камнем, чтобы вручную себя перевязать, и это еще, если повезет, потому как, если нет – либо больница, до которой надо еще добраться, либо Game Over.

Следует заметить, что, как бы комично это ни звучало, шприц с лекарством приводит к мгновенному восстановлению утерянной главгероем конечности.

О старом добром DX напоминает и сам геймплей игры. Большинство ситуаций можно решить не только с помощью свинцового града, но и посредством ведения переговоров. Почти с каждым персонажем можно вести долгие беседы, потому как выбор реплик действительно немаленький. К тому же все персонажи игры являются членами одной из множества фракций, как-то: официалы, повстанцы, ФБР, бандиты или же просто гражданские. Отношения с ними формируются достаточно просто: изначально все группировки относятся к протагонисту абсолютно нейтрально, но по мере выполнения задач одних групп вы будете вынуждены убивать представителей других групп либо посягать на их собственность, что, разумеется, не вызовет особых симпатий со стороны "потерпевшей стороны". В конечном итоге с некоторыми организациями у вас сложатся весьма доброжелательные отношения, при этом для других вы наверняка станете заклятым врагом. И это, должен сказать, является одним из основных рычагов поддержания игрового интереса и replayability. В зависимости от ваших отношений с той или иной фракцией изменится не только способ выполнения ключевых квестов, но и вся игра. (Кстати говоря, всего в игре более 300 квестов, что, конечно, не Morrowind, но все равно впечатляет.) Например, если ваши отношения с официалами хороши, то на блокпостах вас ждет теплый прием, а вот если вы им не угодили, то встреча будет скорее горячей, я бы даже сказал огнестрельной. В результате вам уже не удастся свободно разъезжать на угнанном "хамми" по грязным дорогам страны. Вместо этого придется идти через джунгли, а там, чего доброго, можно напороться на диких зверей или кого-нибудь похуже.

Вам уже нравится эта игра? Вы видите в ней "наш Morrowind", только с пушками? Увы, я пока описал лишь составные элементы геймплея, но, кажется, еще ни слова не успел сказать о том, как они сочетаются друг с другом... Ах да, уже говорил – неряшливо. Прискорбно, но детали механизма Xenus плохо притерты и не смазаны, при каждом повороте они натужно скрипят, опасно греются, а то и заклинивают наглухо. Странно, но RPG-элементы и псевдореалистичная система повреждений, так напоминающие милый моему сердцу Deus Ex, в этой игре зачастую вызывают лишь раздражение. Нетрадиционно, даже новаторски неуклюжий инвентарь вызывает раздражение практически всегда. Диалоги находятся примерно на уровне The Elder Scrolls 3 (все тот же Morrowind), то есть работают по принципу: "Ткни в ключевое слово – и будет тебе счастье". Хуже всего у Deep Shadows получилась карта, предназначенная для навигации по мексиканским просторам, да и сами эти просторы, честно говоря, разочаровали, ведь по большей части это сплошные джунгли.

Подлинно исполинские игры, такие, как серия The Elder Scrolls, Fallout 2 и Xenus, требуют долгой и тщательной проработки, внимания к деталям и опыта. Спешка и неряшливость, может быть, и не причинили бы ущерб менее масштабному проекту, но для таких игр они смерти подобны. А молодые украинские разработчики неопытны, не слишком внимательны и очень спешили сдать свое творение в срок. Это его и погубило.

О-оо-оооо

Самая яркая особенность разрабатываемой в недрах студии Deep Shadows игры – это полное отсутствие уровней. Разработчики придумали такое секретное оружие, которое позволило им запихнуть аж 625 квадратных километров территории в качестве главной и единственной локации (да это целый мир вообще!), в которой нам и предстоит провести несколько незабываемых часов, дней или лет. Как они смогли это все реализовать – загадка, которую они, видимо, будут передавать своим внукам, тем более что в игре вообще нет ни одной (!) загрузки.

Графика игры вызывает смешанные чувства. С одной стороны, как уже было сказано выше, вся Xenus – это один огромный уровень, что, безусловно, вызывает уважение. Возможно, это вызвало бы радость, даже ликование игровой общественности, не будь цена столь высока. Платой же за неделимость игрового пространства оказалось не слишком большое количество полигонов в окружающей архитектуре, а также посредственные, плохо подогнанные текстуры, вездесущие тормоза, на редкость невыразительные взрывы и нелепые, неряшливые модели с терпимой анимацией движений, но никудышной лицевой анимацией. Да, конечно, нас развратили всякие буржуйские Half-Life 2 и Doom 3 с их роскошными лицами и неподражаемой ULS, но после этих игр смотреть на картинку, выдаваемую Vital Engine 2, как минимум неприятно. Это очень противоречивый движок. Огромные, нет, исполинские открытые пространства здесь соседствуют с чудесами ботаники, запечатленными на скриншоте, а великолепное небо сочетается с луной, которая двигается короткими стремительными рывками, словно секундная стрелка часов.

Вот этот цветок определенно достижение селекции. Называется Роза Двухплоскостная.

Тикает-тикает... луна на небесах. Снова вспоминается лечебница.

Графическое оформление этой игры, правда, плохо согласуется с тем фактом, что на дворе 2005 год, а неопрятные модели NPC вообще ни с чем не согласуются. После HL 2 негоже делать такой неинтересный и малоинтерактивный мусор, такие малодетализованные и скучные города и такие пустынные трущобы.

Раздражает и косо сделанная физика. Предметы взаимодействуют так, словно они сделаны из одного и того же материала, прямо как танк и самолет из анекдота. К тому же они не брезгуют время от времени залезать друг другу внутрь, превращаясь в некую кошмарную камасутру. Глюки графического движка и странное ощущение "картонности", неестественности окружения, конечно, порой доставляют немало какого-то мазохистского удовольствия, но, честное слово, лучше бы у игры был обычный движок, несколько больших, детализованных уровней и нормальные модели персонажей.

А так... Вместо прорыва у молодых и амбициозных разработчиков получился, как всегда, надрыв.

Оооо-оо?

...сочная музыка и настоящие звуки джунглей...

Настало время пояснить, что это за "оо-ооо"... Это, уважаемые читатели, прямая цитата из игры. Испуганные гражданские лица на один голос хором орут "о-оо-ооо-оо" и нарезают аккуратные круги около методично расстреливающего их игрока. Должен сказать вам, что я, как обладатель новенькой звуковой системы, при этом испытывал бурю неприятных эмоций. Действительно, продублированный десяток раз пропитой мужской голос, орущий одно и то же снова и снова, – редкая по изощренности пытка.

Как жаль, что вы их сейчас не слышите.

Вероятно, таким образом создатели игры надеялись оградить мирных мексиканцев от традиционных надругательств со стороны игрока-садиста. Смею также предположить, что с помощью озвучки разработчики хотели защитить Xenus от посягательств всяких назойливых критиков. Услышав голоса профессиональных (но подвыпивших) программистов, всякий нормальный рецензент должен в ужасе бросить эту игру и уйти в монастырь, особенно если голоса эти время от времени то появляются, то исчезают безо всяких на то видимых причин. Но мы люди другой закалки, и нас так просто не возьмешь. Голоса всех персонажей звучат отвратительно, пресловутое "оо-оооо" еще не самое худшее из того, что припасли для вас украинские игроделы. Если бы не логотип "Руссобита" на диске и проклятый StarForce, то я бы решил, что это мерзость – дело рук Фаргуса. Хотя нет, Фаргус порой озвучивал игры заметно лучше.

Музыка тоже звучит очень средне – все та же неряшливая серость.

О-о-оооо!

Вы помните роскошную архитектуру городов Ввандерфела? А на редкость детализованные трущобы Города-17? Изумительные острова, джунгли которых заселены обезьянами-мутантами? Ну, а хотя бы многострадальный лабораторный комплекс Дельта, затертый думерами до дыр? Помните? Обязательно забудьте все это, если вдруг осмелитесь взяться за Xenus. Эти воспоминания вам совершенно ни к чему, ведь ничего общего с названными шедеврами компьютерно-игрового дизайна здесь нет. Разве что джунгли... хотя нет, джунгли тоже заметно хуже. Окружающий игрока уровень отличается бедностью архитектуры, сомнительным дизайном и, по сравнению с City 17, почти полной стерильностью в плане деталей. Помещения обставлены скудно, стены украшают аскетичные и угрюмые черно-белые фотографии подозрительных молодых людей, предположительно сотрудников Deep Shadows, – это явно дурной знак. Еще более зловещим симптомом является то, что в больничках виртуальной Мексики решительно нечего украсть.

Это вам не клиника из Deus Ex. Городская поликлиника города Подколымска, честное слово.

Но самое ужасное не это, и даже не засилье вездесущих джунглей. Самое ужасное – это запретный плод, именуемый Copy/Paste. Авторы не просто вкусили его, они злоупотребляют, просто упиваются им. Несчастный исследователь мексиканских просторов вскоре обнаружит массу неотличимых друг от друга бензоколонок, затерявшихся в "зеленке".

Левелдизайн неопрятен, примитивен и тяготеет к тривиальному кубизму, свойственному картам всех начинающих левелмейкеров.

Но больше всего умиляют персонажи. Здесь создатели игры вышли за грани простой неряшливости... Все комичные огрехи перечислять смысла не имеет, назову лишь один, самый выдающийся. Секретный агент ЦРУ живет в нищей, грязной стране, при этом надевает дорогой костюм и – внимание! – галстук "под флаг США". Дичайшая, нелепая буффонада, несмешная и крайне низкопробная. Интересно, какие медицинские обстоятельства привели к утверждению такого, как бы помягче выразиться, неадекватного концепта?

Да какой же я мерикански шпийон? Я гарни мексикански хлопец!

О-ооххх!

Низкое качество

Высокое качество

Вот мы и подошли к самой удручающей части нашего повествования – технической. Определенно, печальнее этой повести на свете нет, Ромео и Джульетта пребывают в скорбном молчании.

По качеству бета-теста Xenus приближается к тому, чтобы побить печальный рекорд АЛЬФА: Антитеррор. Запуская киевское чудо, вы словно вскрываете ящик с контрабандными тропическими насекомыми, самые мелкие из которых тут же бросаются врассыпную, равномерно покрывая вас мерзкой копошащейся массой, а самые крупные лениво выползают на свет и норовят тяпнуть за палец. Этих незабываемых ощущений вас не лишит даже патч, ибо и он не в силах справиться с подобным нашествием багов.

На то, чтобы перечесть все многочисленные сбои, потребуется отдельная статья, так что опишу лишь несколько особо запомнившихся глюков. На первом месте, конечно же, липкие пешеходы. Видите ли, после того, как игрок припаркует машину в каком-нибудь поселке и отправится решать свои проблемы пешком, вернувшись, он рискует увидеть нескольких прилипших к бамперу пешеходов, которые, разумеется, издохнут, стоит машине тронуться с места. Подобный ход событий неизбежно испортит отношения Майерса с мирным населением и обречет вас на выслушивание бесконечных "оооооо-о" в каждом населенном пункте. Почетное второе место занимают летающие солдаты, которые легко настигают игрока на любой возвышенности, так как способны необъяснимым образом отрываться от земли и пролетать до трехсот метров в любом направлении. Третье место, бесспорно, заслужили крысы, которые то исчезают, то появляются самым непредсказуемым образом, а также телепортируются с одной ступеньки лестницы на другую. Пожалуй, этот глюк создает ни с чем не сравнимое ощущение, что у главного героя белая горячка и действие разворачивается не в Мексике, а в бреду. Ощущение это усугубляется некоторыми пешеходами, по пояс увязшими в асфальте.

Производительность – еще один гвоздь в крышку гроба Xenus'а. На моем веку такие же нарекания были лишь к Trespasser. Как и в этом динозавре игростроения, в Xenus оптимизация отсутствует как понятие. Игра очень требовательна ко всем компонентам системы, но особенно болезненно относится к объему оперативной памяти, гигабайт которой уже не желателен, а насущно необходим. Xenus нередко притормаживает даже на топовых системах, не говоря уж о моем несчастном Athlon XP 2500@2.3 GHz with Gigabyte 3D ULTRA cooler, Delta DPS, Abit NF-7 S, 2x256 MB Kingston HyperX PC2700@400 MHz dual channel(2.5-3-3-6), Saphire Radeon 9800 @ Radeon 9800 PRO, Seagate Barracuda IV, Asus DRW-0402P.

В конференции Overclockers.ru открыт FAQ, в котором изложены наиболее эффективные способы оптимизации игры. От себя добавлю лишь, что отключение кеширования не всегда полезно, а на моей системе вообще привело к падению производительности.

Вскрытие показало...

...что больной скорее мертв, чем жив. Проекты такого рода чрезвычайно хрупки и требуют гораздо более бережного к себе обращения, тщательного тестирования и профессионального подхода. Ничего этого Xenus не получил, а одного лишь таланта разработчиков для проекта такого уровня оказалось мало. Не поймите меня неправильно, игра не очень плоха, она даже может задержаться на вашем HDD на какое-то время, что выгодно отличает ее от убогих недоносков вроде уже упоминавшейся АЛЬФА: Антитеррор или Kreed.

Несмотря на всю неотлаженность игрового процесса, неоптимизированный движок и полное отсутствие бета-теста, огромное неразрывное пространство в сочетании с незамысловатой, но действенной системой групповой дипломатии берет свое. Играть интересно, по крайней мере до того момента, когда безумные тормоза или какой-нибудь особо злостный глюк не испортят все удовольствие, однако случается это обычно слишком скоро.

Но печальней всего то, что и западные и наши издатели из провала этой игры вместо "выпускай игры только после полноценного теста" сделают совсем другой вывод, а именно: "не инвестируй средства в оригинальные проекты и молодых разработчиков".

Оценка: 5.0 из 10

Сейчас обсуждают