The Evil Within: рецензия
реклама
Оглавление
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Издатель в России |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
Начиная рассказ о The Evil Within, для начала хотел бы поговорить о том, о чем можно поговорить, наверное, с немногими из вас – о творческом поиске.
реклама
Было ли у вас такое, когда вы задумывали что-то, еще не до конца зная, как придете к этому, но уже веря в то, что у вас получится? Было ли так, что вы, несмотря на все неудобства, ограничения и насмешки окружающих, брали и делали то, что нравится лично вам?
Об этом задумались еще Naughty Dog в своей игре Uncharted 3: «Все люди мечтают, но по-разному. Одни грезят ночью в темных закоулках разума, но стоит им проснуться, как мечты их обращаются прахом. Но есть и другие... Те, кто грезит наяву. Опасные люди. Они идут навстречу мечте с открытыми глазами».
Одним из таких людей является Синдзи Миками. Человек, который изобрел и переизобрел Resident Evil, человек, действительно способный делать что-то новое, находящееся вне стандартных рамок дизайна и понимания. К сожалению, последний до недавнего времени плод его гениальности – шутер Vanquish – смогли оценить только владельцы Xbox 360 и PlayStation 3.
Теперь же, когда игрокам представлена The Evil Within, гениальность Синдзи Миками может оценить человек с любым более-менее современным игровым устройством. Пусть она и не поражает своей новизной, как все тот же Vanquish, и, вопреки заверениям Bethesda, почти не пугает, но усомниться в своем гражданстве не дает совершенно.
Япона-мама…
реклама
О том, что японцы не похожи на прочих обитателей планеты, и именно это выгодно выделяет их на фоне остальных, уже частично упоминалось в рецензии на Metal Gear Rising: Revengeance. Чтобы хорошо делать такие непростые вещи, как ужастики, нужно обладать совершенно специфическим складом ума – недаром лучшие японские проекты в этом жанре на Западе не удалось превзойти никому, независимо от их формата, будь то аниме, кино или игра.
Особенно печально дело было с уже прошлым поколением консолей, за время жизни которых по-настоящему выдающимся ужастиком стала всего одна игра – Siren: Blood Curse. Выдающийся, но уж больно специфичный, и потому далеко не каждому доступный.
The Evil Within появиться таким, разумеется, не мог, поэтому игра начинается как типичный «западный» ужастик – вы с несколькими напарниками едете в местную психлечебницу посмотреть на то, чем окончилась очередная массовая поножовщина в ее стенах. Начало, больше подходящее следующей части Resident Evil.
А дальше начинается чистая «японщина» – вы видите нечто, совершенно не поддающееся логическому объяснению, и через секунду времени оказываетесь в параллельной реальности без малейшего намека на объяснение того, что с вами произошло и что случится с вами дальше.
Одновременно с этим Миками зачем-то начинает играть на одном поле с первыми частями Silent Hill – игрок почти беззащитен перед лицом надвигающейся угрозы, и единственное, что он может сделать – это спрятаться.
В первые минуты кажется, что эта игра симбиоз худших идей из Resident Evil и Silent Hill: от первой взяты неинтересная завязка сюжета и плоские, будто вообще ненужные, персонажи, а от второй – метод организации игрового процесса, до боли пропитанный ностальгией, но за давностью лет уже не цепляющий.
Но в какой-то момент, главе, так, на третьей-четвертой, понимаешь, что сравнивать эту игру не то, что с западными «ужастиками» типа Alan Wake, но даже с прозападными, хоть и японскими по происхождению, типа Resident Evil и The Last of Us – подлинное кощунство. Так, как сделан The Evil Within, просто не принято делать на Западе.
Не принято гонять игрока на карачках в поисках связки ключей, не принято лить ему в уши классическую музыку, не принято заставлять его смотреть на сепию и обрезанный кадр, но главное – не принято ни единым словом не объяснять того, что здесь происходит (как, собственно, и полагается true-ужастику).
Мир настоящий и мир вымышленный здесь так часто сменяют друг друга, что в какой-то момент голова устает за этим следить, и ты уже не можешь с уверенностью сказать, в каком мире находишься. Чего Синдзи Миками и добивался.
На этом месте игру опять хочется сравнить с Silent Hill – ощущение того, что вся окружающая реальность медленно, но верно трещит по швам, автору удалось передать очень хорошо (хотя Team Silent в этом компоненте не выйдет переплюнуть, наверное, никогда).
реклама
… и Магнум-папа
Геймплейно же игра до неприличия похожа на The Last of Us – 80% времени вы двигаетесь на полусогнутых, отвлекаете врагов метанием бутылок и стараетесь заманивать их на всевозможные ловушки, экономя боеприпасы. Которых, кстати, почти никогда нет, и если вдруг попался полный патронташ дроби, знайте – в самом ближайшем будущем он вам пригодится.
Как и творение Naughty Dog, The Evil Within учит максимально грамотно использовать ваши возможности. Есть возможность вколоть лекарство – колите. Есть возможность спрятаться – прячьтесь. Есть возможность прокрасться мимо врага – прокрадывайтесь. Есть возможность убить его бесшумно – убивайте. Пользуйтесь любым шансом, который подкидывает игра – по-другому здесь просто не выжить.
А уж поиграться с зомби здесь дадут вволю. Чтобы в очередной раз не называть название игры, получившей в прошлом году не один десяток наград «Игра года», скажу, что местные уровни чем-то напоминают Deus Ex: есть возможность прокрасться по крыше и опустить висящую лестницу или, например, разбить окно и выпрыгнуть в него.
Вариативность, конечно, не столь велика, но ее достаточно, чтобы понять, что находишься на открытой локации, а не в линейном коридоре. Особенно если учесть, что местные зомби, хоть и больно бьют, интеллектом и скоростью не обезображены, так что при должной сноровке нарезать круги вокруг них можно сколь угодно долго.
Но стоит продержаться в игре несколько часов, как происходит трагическая рокировка – вы больше не жертва, теперь вы – охотник. Ощущение, прекрасно переданное в сотнях других игр (из самого недавнего – Betrayer и Dark Souls II), но от того – ничуть не менее цепляющее.
Конечно же, это происходит не сразу, и до этого момента вы не одну сотню раз будете распилены, застрелены или просто забиты, но со временем каждая ваша смерть отольется сладким хрустом шейных позвонков очередного зомби.
Shinji Mikami Presents
На этом месте правильнее всего было бы сравнить игру с другим недавно вышедшим ужастиком – Alien: Isolation. Но делать это, на мой взгляд, неправильно. У проекта Creative Assembly слишком солидный культурный бэкграунд, и не только в формате кино, поэтому Alien: Isolation стоит рассматривать исключительно через его призму.
В отличие от него, The Evil Within даже сколь-нибудь интересной предысторией не обладает – один гениальный японский труженик ушел на вольные хлеба, оставив игровую общественность в недоумении: что ж он там вырастит? А вырастит он, может, и не потрясающее нечто, но, как минимум, очень неплохое.
Вырастит то, за что его и любят, а именно – очень интересную и глубоко проработанную механику, уносящую за собой в игру на долгие часы. Но в какой-то момент задумываешься: а не должна ли была вся слава The Last of Us достаться The Evil Within? Ведь работы над последней начались раньше.
Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, и столпом в истории игровой индустрии останется именно The Last of Us. Другое дело, что у нее за последний год появилось какое-то неприличное число подражателей – взять хотя бы Sniper Elite 3.
Несмотря на это, у The Evil Within получилось сохранить собственное лицо. Это ни в коем случае не драма о желании выжить, взаимопомощи или сострадании. Это просто развлекательный продукт, если такое выражение вообще можно применить к ужастику.
Дело в том, что все эти годы Синдзи Миками делал свою личную, персональную, никем и ничем не ограниченную, подлинно режиссерскую версию Resident Evil 4.
Плюс к этому, The Evil Within – вторая большая игра в этом году, сделанная на движке id Tech 5, поэтому за ее визуальный ряд можно быть спокойным.
Те, кто ждал от игры ярких вспышек и гротескной цветовой палитры, как в другом проекте Миками – Shadows of The Damned, могут расслабиться – из ярких цветов здесь только белый.
И, как в 2005 году с F.E.A.R., движок здесь – не только хороший способ расплавить вашу новую видеокарту, но и отличный помощник атмосфере игры. Реалистичная кровь, объемный свет, постоянно действующий на нервы своей дерготней, тени, выдающие присутствие зомби, и, конечно же, пугающе детально проработанные монстры.
Неплох и звук. Ничего выдающегося в нем нет, но свою задачу по погружению в мир игры он выполняет. Особенно если учесть, что японцы – едва ли не единственные люди в мире, способные реалистично записать захлебывающегося кровью человека.
А вот другая вещь, которая японцам тоже удается традиционно хорошо – сюжет – сделана в The Evil Within не самым лучшим образом. Не подумайте, сам по себе он не так уж плох. Но у него есть одна большая проблема – он слишком медленно разворачивается, а в первые часы игры, кажется, что его и вовсе нет. Все внимание сосредоточено на геймплее – Миками учит вас играть по правилам своей игры, и ему некогда рассказывать историю.
Все развернется лишь ближе к середине – вам расскажут о главном герое, распутают если не все, то очень многие взаимосвязи и подоплеки сюжета, и, наконец, объяснят, в чем же суть происходящего на экране.
Заключение
Кстати, о происходящем на экране. В увлекательном процессе творческого геймдизайнерского поиска можно очень легко забыть о нас с вами, простых игроках. Далеко не каждому будет интересно то, что создатель игры искренне считает правильным.
И чаще всего на эти грабли наступают именно представители Страны восходящего солнца – если, например, Казунори Ямаучи просто потратил на Gran Turismo 5 кучу своего времени и чужих денег, то Хидео Кодзима на протяжении всей Metal Gear Solid 4 старательно убеждал нас в том, что ролик длиннее получаса в видеоигре – абсолютно нормальное явление.
Что, впрочем, совершенно не помешало ему в 2008 году собрать своей игрой те же самые 30 «десяток» от западной прессы. The Evil Within же, к сожалению, ничего подобного не светит. Она и прямого столкновения со своим конкурентом, Alien: Isolation, не очень-то выдерживает, что уж говорить о титуле «Игра года».
Как бы то ни было, The Evil Within – игра, которую определенно не стоит пропускать. Особенно если вы не видели Resident Evil или Silent Hill до четвертой части включительно. Просто потому, что это настоящий ужастик японской школы – напряженный, атмосферный, разнообразный и детальный. Может, свою главную задачу, а именно – пугать игрока, он выполняет не очень хорошо, но все остальное у него на месте.
Вердикт: Resident Evil 4: Director’s Cut – почти не страшно, без особого смысла, но дико напряженно, очень разнообразно и по-японски дотошно.
Оценка: 8.0 («Отлично»).
- The Evil Within: тестирование производительности
Сводное тестирование тридцати четырех видеокарт и шестидесяти четырех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы. - Обсуждение игры The Evil Within на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила