Age of Wonders III: рецензия
реклама
Оглавление
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
За последние несколько лет медленно и как-то очень незаметно отечественные разработчики практически подмяли под себя жанр пошаговых стратегий.
реклама
Так, разработку Heroes of Might and Magic V взяла на себя Nival Entertainment, ее прародитель, серия King’s Bounty, уже обзавелся тремя играми из-под пера Katauri Interactive (сугубо онлайновый Legions, для чистоты эксперимента, в расчет брать не будем), и даже серия Disciples попала под каток под названием «отечественный игрострой» (назвать по-другому судьбу третьей части сериала со всеми ее перипетиями как-то не получается).
Но любой человек, хоть немного посвященный в экономику, скажет вам, что монополия – это не есть хорошо. Особенно это видно по King’s Bounty: после «Легенды о Рыцаре» вышла «Принцесса в Доспехах», основой которой, по сути, стала та же игра с незначительными изменениями (как и «Воин Севера» с дополнением «Лед и Пламя»). С другой стороны, с ходу назвать хоть сколько-нибудь приличного конкурента этим трем сериям довольно сложно.
И тут вдруг, ни с того, ни с сего, люди из Triumph Studios (те самые, которые сваяли Overlord) при поддержке Маркуса «Нотча» Перрсона (того самого, который сваял Minecraft) вспомнили об игре, с которой начался их путь в игровой индустрии – Age of Wonders.
Малой кровью
Age of Wonders III в чем-то повторяет судьбу Tropico 3. Спустя более десяти лет (двенадцать, если быть точным) после выхода двух более-менее удачных первых частей и массы других важных дел, авторы возвращаются к своему давнему творению, чтобы повторить его на современных технологиях.
А теперь – все то же самое, но в три слова: Age of Wonders III – дословный ремейк второй части. Все та же карта, все те же города, дозорные башни, крепости, да что там – даже количество очков передвижения на одну клетку осталось прежним (а именно – четыре).
реклама
У человека непросвещенного в начале игры сразу возникает ассоциация с Heroes of Might and Magic – карта, конь в чистом поле да кучка золота рядом. Проекция маршрута движения на карте, активные объекты, привычный звук топота лошадиных копыт – и на кой я это скачал купил? – в какой-то момент спрашиваете вы себя.
Ответ на этот вопрос найдется в первой же битве. Для начала, хочу настоятельно порекомендовать – забудьте о кнопке «автоматический бой» в принципе. Во-первых, значительно сократите потери (а армию здесь беречь очень надо), а во-вторых – не пропустите лучшую часть этой игры.
На первый взгляд, отличий от других подобных игр, можно сказать, и нет: гексагональное поле, ровные строи солдат, вертексные шейдеры в знаменах – все обычно, если не шаблонно.
Отличия находятся в процессе. К примеру, выбираете вы случайный отряд и замечаете, что гексы вокруг него окрасились в три цвета: зеленый, желтый и оранжевый. Дело в том, что за один ход одним отрядом можно провести также три атаки, вопрос только в том, что вы выберете: ударить первого подвернувшегося, но три раза, или кого надо, но единожды. Вот вы выбрали цель для удара, отправили войско. Оно проходит рядом с другим вражеским отрядом... и получает удар пикой в печень. Потом еще один. И наконец, на третьем ударе падает замертво.
А объяснение простое – местных воинов совсем не нужно самолично тыкать во врага моськой – при удобном случае они сами проткнут его мечом без малейших колебаний. Поэтому внимательно смотрите не только кем, но и как вы ходите.
На этом построена тактика кругового обхода – если вы бьете врага с фланга или сзади, то очки действия, которые он мог бы потратить на атаку, он потратит на то, чтобы повернуться к вам лицом.
А еще отряд расходует очки действия не только на свои атаки, но и на отражение вражеских. Заставив какой-нибудь особо опасный вражеский отряд трижды ударить в ответ, вы оставите его без очков действия на следующий ход. Поэтому тактика «свяжем этого гада пехотой, чтобы он одним заклинанием не вынес всех остальных» в Age of Wonders III работает лучше, чем где-либо еще.
Да, и еще – внимательно следите за героями (они, как в Heroes of Might and Magic IV, лично присутствуют на поле брани). Они, хоть и не чужды прокачке (как, впрочем, и простое воинство), поначалу, будучи хлипкими и ничего не умеющими, доставляют дичайшую головную боль. И если потерять героя, например, в обычном сценарии не так страшно, то в кампании его смерть ведет к немедленному проигрышу.
И таких вот нюансов здесь – вагон и маленькая тележка. Несмотря на очень узнаваемые черты геймплея, играется все это действительно свежо и интересно. В каждом здешнем бою вы открываете для себя все новые тонкости и хитрости, и это увлекает так, что за Age of Wonders III можно сидеть, натурально, неделями. Динамично, красиво, умно – все это здесь.
реклама
Правда, совсем уж без странностей не обошлось. Например, отряд с одной единицей здоровья (проще говоря, с единственным оставшимся бойцом) бьет ничуть не хуже, чем полностью здоровый. Ждем, видимо, патча.
Большие цели
Кстати, о кампании. Крайне советую вам обойти ее стороной (несмотря на все рекомендации игры). Во-первых, как уже упоминалось выше, смерть героя фатальна и для вас тоже, что будет очень сильно раздражать (пока не приучитесь атаковать им издалека или не атаковать вообще).
Во-вторых, не очень веришь, что ее сделали те же люди, которые сделали Overlord. Сюжет очень серьезен (даже, можно сказать, надрывен), диалоги – соответствующие, а персонажи – безликие и картонные (особенно если сравнить с Overlord). От людей, создавших игру с веселыми чертями, в которой можно безнаказанно пинать детей, ждешь чего-то большего.
И, в-третьих, карты кампаний слишком большие – слишком много времени приходится уделять глобальной стратегии, нежели локальной тактике.
Кстати, о глобальной стратегии. На этом месте игра начинает пародировать уже Sid Meyer’s Civilization – нужно следить не только за самими городами (которые вам также придется основывать собственноручно), но и за прилегающей территорией, а в процессе игры всегда приходится выбирать между постройкой здания и производством юнита. Вы точно так же развиваете город, расширяете его границы (правда, не культурой, а численностью населения), если необходимо – меняете ландшафт вокруг специальным заклинанием, чтобы жители были довольны (не всякий эльф захочет, подобно гоблину, жить в болоте). Собственно, все.
В этой системе уравнений слишком мало переменных, чтобы заставить вас забыть про Civilization. Там, где Сид Мейер предлагает строить пирамиды и Сикстинские капеллы, одновременно ведя в бой варваров с дубинками и изобретая читерский порох, Age of Wonders III может предложить лишь крепости, дозорные башни, да притоны с разбойниками.
Если же ваши рефлексы годами натачивались на Heroes of Might and Magic, тут возникнет другая сложность – «на кой ляд мне все это сдалось?»
Для такого игрока Age of Wonders III, наоборот, будет слишком перегруженной, и ему будет совсем не интересно искать ответы на такие вопросы, как «Почему я должен ждать несколько ходов, чтобы получить в свою армию очередного солдата?», «Почему все заклинания надо исследовать?» и вообще, «Почему здесь столько текста?»
А главное – у тактического режима есть одно, но решающее преимущество перед глобальным – динамика. Местные бои столь интересны (хоть при этом и очень скоротечны), что остальная игра воспринимается как долгая и не очень нужная прелюдия. Особенно при игре на больших картах, когда под вашим началом может находиться десятка два городов и армий.
И если в одиночке это еще не так страшно, то в мультиплеере это затягивает партию на долгие часы.
Sid Meyer’s Heroes: Total War
Но у глобального режима есть одна безапелляционно положительная черта – он дает в полную силу раскрыться местному сеттингу. Пусть это и обязанность подобных игр – выдавать на-гора десяток рас и пару сотен юнитов, заклинаний и артефактов, здесь чувствуется скорее подход больших стратегий в реальном времени (например, серии Total War), когда все отличия между расами не заканчиваются на том, что и так лежит на уровне интуиции, а носят настоящий глобально-стратегический характер.
Есть, конечно, условности вида «стрелки эльфов стреляют из нормальных луков, а дракониды просто плюются огнем» и сходные виды юнитов (мечники в том или ином виде есть у всех представленных рас), но в целом отличия довольно существенные.
Начнем с того, что почти во всех подобных играх реализованы так называемые «уязвимости» и «сопротивляемости», довольно логично вытекающие из всеобщих представлений о конкретном существе (почему гномы не боятся огня, думаю, объяснять не надо). В King’s Bounty (новом) достаточно было лишь следить за тем, чтобы люди не делили лагерные шатры с нежитью (если только вы не паладин). В Heroes of Might and Magic в довесок ко всему этому нужно было еще и следить, куда вы наступаете – нормально передвигаться, например, по снегу, кроме гномов и хоббитов, там не умел никто.
В Age of Wonders III пошли еще дальше: добавили боевой дух войск и счастье населения. Основание человеческого города на болотах или под землей чревато почти немедленным бунтом (а вместе с ним – потерей войск и денег), а марш изнеженных эльфов через раскаленную пустыню – массовыми побегами и дезертирствами.
Все это звучит, как неутешительный диагноз, но здесь приходит на выручку традиционный козырь Age of Wonders – ролевая система. Не буду перечислять все классы и их особенности, скажу одно – их просто огромное количество, и каждый раз складывать пасьянс из расы, класса, особенностей и заклинаний – отдельного калибра головная боль (в хорошем смысле этого слова). Получается эдакий своеобразный покер – почти никогда неизвестно, какая карта сыграет на этот раз, но в какой бы комбинации они вам не выпали, шанс на победу есть всегда.
Хотите собрать сильную армию из солдат разных рас? Легко, просто выберите теократа. Нужно устроить врагу диверсию с массовыми бесчинствами и разрушениями? Не вопрос, плут вам в помощь. Одна «карта» настолько легко либо дополняет, либо нивелирует другую, что простор для реиграбельности открывается просто колоссальный. За что мы, собственно, стратегии и любим. В данном случае осталось только определиться, какую именно.
Заключение
Именно в этом и состоит главная проблема Age of Wonders III – ее авторы попытались усидеть на двух стульях, решив сделать одновременно и хорошую локальную пошаговую тактику, и хорошую глобальную стратегию, преобразив игру несколькими оригинальными находками и испортив ее ненужными упрощениями.
С другой стороны, именно такой была Age of Wonders II. И это, наверное, самое правильное в этой игре – для любого старого фаната получить ее же, но в современном виде – все равно, что получить билет в далекое, беззаботное детство, когда пиксели были большими, текстуры – восьмибитными, а контроллером – геймпад без триггеров и аналоговых стиков.
А все сказанное мною вначале, про монополию российских разработчиков и гегемонию серий Heroes of Might and Magic и King’s Bounty, для него – не более чем пустопорожняя болтовня, только отвлекающая от прикосновения к ней.
Age of Wonders III в этом контексте – почти воплощенная мечта. Но для простого, среднестатистического игрока эта игра – не более чем очередной, ничем не примечательный пункт в списке релизов 2014 года, у которого на поверку нет больших преимуществ перед всеми упомянутыми выше сериями игр. Сейчас не 1990-е, когда в «Героев» резался каждый второй. Все эти люди уже давно завели семьи, жен, детей, а бессонные ночи за компьютером остались для них в далеком прошлом.
Но за одно это потерянное чувство, что ты все это помнишь, все это знаешь, и для тебя все это – не пустой звук, Age of Wonders III можно очень многое простить. Она рождает чувство, очень редкое для современных игр – чувство того, что все это было не зря. И таких игр слишком мало, чтобы пропускать их.
Вердикт: Age of Wonders III так и не смогла определиться, кем ей быть – быстрой, умной, но скоротечной тактикой или сложной, проработанной (вширь, но не вглубь) и вариативной стратегией. Может, вы ей в этом поможете?
Оценка: 7.5.
Выражаем благодарность:
- Компании Бука за предоставленный для игры ключ.
- Age of Wonders III: тестирование производительности
Тестирование двадцати восьми видеокарт и шестидесяти трех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы. - Обсуждение выхода игры Age of Wonders III на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила