Рецензия на игру Saints Row IV и дополнение Enter the Dominatrix
реклама
Оглавление
- Вступление
- Ложки нет
- Реально то, что осознаешь
- Всегда есть другой путь
- Все начинается с выбора
- Заключение
Вступление
Игра начинается с пародии на Call of Duty, где главный герой в костюме капитана Шепарда проходит лабиринты с ботами и седлает ракету, летящую в открытый космос, отсылая нас к одному из уровней Duke Nukem. Затем на Землю прилетают пришельцы и вмиг порабощают планету, а наши герои, попутно заглянув в эпоху второй Mafia, оказываются заперты во вселенной братьев Вачовски.
Впечатляет? И это только полчаса игрового времени. Дальше — больше, эффектнее, абсурднее. Третья часть балансировала на грани юмора и цензуры, стереотипов и канонов жанра, в этой на все ограничения авторы решили забить. Но у такого подхода есть и обратная сторона: останется ли интерес к игре, если даны безграничные возможности? Как говорится в киноклассике: «Ответ где-то там, Нео».
Да, возможно, мы припозднились с обзором, но все же решили не оставлять игру без внимания, приурочив рецензию к выходу нового дополнения Enter the Dominatrix, а также грядущей локализации игры «Букой».
реклама
— Нет, Нео. Когда наступит время, тебе это не потребуется.
х/ф «Матрица» (1999)
Ложки нет
История банды «Святых» с Третьей улицы — типичный пример того, как ребята шли к успеху… и все у них получилось. Начинали с обычных разборок на районе, затем втянулись в полномасштабную войну группировок и поставили на колени частную военную структуру. Так в лиловые тона окрасились города Стилуотер и Стилпорт, а «Святые» стали брендом со своим напитком, одеждой и атрибутикой.
Получить контроль над целым штатом — достижение для любой компании, но наши герои пошли дальше. Теперь вы — президент Соединенных Штатов Америки, а ваши друзья, еще недавно рисовавшие граффити на стенах и убивающие ради того, чтобы подняться — важные политические деятели страны. Вчера жгли бизнес конкурентов, а уже сегодня решаете проблемы раковых больных.
Что делать, если вы уже стали самым уважаемым человеком страны и ваше лицо на вечнозеленых купюрах? Собрать армию и покорить весь мир? Построить космический корабль и отправиться на завоевание далеких планет? Или изобрести машину времени, чтобы попасть в прошлое и продвигать свою культуру в Древнем Риме, палатах Наполеона или царской России?
Обсудить эти вопросы в конференц-зале помешали незваные гости. Корабль пришельцев нарисовался над Белым Домом также внезапно, как Жнецы в Ванкувере. На ваших глазах похищают всех друзей, а турели у апартаментов президента недостаточно, чтобы сбить инопланетный флагман. Переговоры с захватчиком оказались недолгими — предводитель пришельцев Зиньяк обманом побеждает босса «Святых» и с неизвестной целью отправляет того в виртуальную реальность Стилпорта.
реклама
Убегать от агентов мы не будем, в остальном игра всецело копирует особенности вселенной «Матрицы», вплоть до конкретных сцен из кинотрилогии. Перерождение в реальном мире, корабль а-ля «Навуходоносор», вход в «симуляцию», война клонов и проблема выбора, «который уже сделан». Это не плохо, и не плагиат, ведь создатели игры все переиначили на свой лад, добавив изрядную порцию сатиры.
Начинается все, как в киноклассике: «здесь все основные законы природы, например, гравитация, но это законы компьютерной системы: некоторые можно обойти, другие поломать». Для нас это значит, что игра сменила жанр: внешне Saints Row IV еще похожа на социальную песочницу, как и предшественницы, но на деле перед нами настоящий симулятор супергероя, словно Prototype или Infamous.
Разработчики не акцентировали внимание на очевидной развязке, а сконцентрировались на деталях. Каждый из членов вашей банды заключен в своеобразную ловушку для разума, бесконечно переживая судьбоносные эпизоды из своего прошлого, вам же предстоит эти цепи разорвать. Бенджамин Кинг спасается от предавших его подручных из бывшей банды, а Шаунди все еще горюет о потере Джонни Гета.
Вернутся персонажи из прошлых игр, появятся совсем новые, но это в игре не главное. Искрометный юмор, высмеивание и пародии — вот основной ингредиент Saints Row, выделяющий серию на фоне остальных. Создатели не только прошлись по «Матрице», но и затронули тему романтических отношений в играх, насытив SR IV отсылками к самым разным персонажам и проектам медиаиндустрии.
Пусть не все шутки оценят чистокровные англичане, а местами игра и вовсе пестрит чернухой уровня Postal, но все происходящее выглядит на удивление органично и не вызывает отторжения. Причина может и в том, что третья часть еще как-то ассоциировалась с реальным миром, а здесь чистой воды аттракцион, где легко запутаться: вы еще в «симуляции» или уже нет.
Провести параллель между четвертой частью и триквелом непросто: на первый взгляд они похожи, как две капли: узнаваемый стиль и юмор, знакомые голоса актеров, микс музыкальной темы в главном меню, но после пары часов вы либо дико разочаруетесь, либо полюбите вселенную еще больше, поскольку игровой процесс вывернули наизнанку.
Реально то, что осознаешь
Не верьте тем, кто называет Saints Row IV дополненной версией третьей части. Первое время может показаться, что разработчики и правда сэкономили, если не сказать, схалтурили: тот же город, такие же машины мельтешат по его улицам, а вы проходите миссии, копите деньги и увеличиваете репутацию. Но все изменится, как только получите первые суперспособности.
Как мы раньше играли в Saints Row? Садимся в машину и едем к цели по кратчайшему маршруту, немного стреляем, деремся, догоняем и убегаем, иногда делаем что-то безумное и экстремальное, затем возвращаемся домой и начинаем новую миссию, где снова садимся за руль.
В четвертой части нет понятий «дорога» и «езда». Рев моторов услышите изредка, когда вас попросят пригнать коллекционную тачку в гараж или подвезти приятеля по сюжету. В остальное время вы на зависть Алексу Мерсеру подпрыгиваете далеко ввысь и парите над крышами высоток, бежите со скоростью звука по дорогам и стенам небоскребов.
Оружие тоже стало экзотикой. Автоматы, пистолеты, винтовки и дробовики формально есть, но зачем стрелять, когда можно заморозить группу врагов и разбить вдребезги, протаранив их суперскоростью? Или схватить силой мысли и грохнуть о стену? А если неприятель окопался на крыше, почему бы не спикировать на него так, чтобы его сбросило вниз землетрясением? Вариантов комбинаций масса.
реклама
Иногда стрельбы не избежать, но для этих случаев лучше использовать «особые» пушки. Расщепить врага на молекулы или создать искусственную черную дыру? Заставить прохожих «плясать» под даб-степ или создать зону антигравитации, отправив людей и даже машины высоко в небо? Если Borderlands 2 берет количеством вооружения, то Saints Row IV получает высший балл за его оригинальность.
Базовый набор Супермена вы получите по сюжету, а чтобы прыгать выше, бить дальше и сильнее — исследуйте город вдоль, поперек и даже снизу вверх: по всему Стилпорту, на крышах домов и в подворотнях разбросаны кластеры, которые и обмениваются на усиление приемов в меню игры. Часть открывается для покупки по мере роста репутации, другие даются бесплатно за побочные миссии и испытания.
На заметку: некоторые кластеры не добыть без суперспособностей. Вмонтированные в стену «выковыриваются» умением Blast, наземные — Super Storm, а заключенные в сфере следует схватить телекинезом и разбить. Все коллекционные предметы появятся на мини-карте после побочной миссии Мэта.
Что не изменилось, так это прокачка обычных улучшений: они по-прежнему покупаются за деньги. Начинаете с небольших прибавок вроде бонуса к количеству патронов, повышения здоровья или премии к ежедневным выплатам, а под конец получите бесконечный боезапас, иммунитет от взрывов и огня.
Остались и модификации оружия, но теперь помимо базовых показателей типа урона, скорострельности или задержки перегрева можно установить еще и одно из особых свойств. Одни пушки после обновки начнут восстанавливать здоровье, как в Diablo III, другие принесут бонусный опыт.
Инвестиции в недвижимость до виртуального Стилпорта не добрались, а магазины мы теперь не покупаем, а взламываем в ходе мини-игры, где следует выстроить цепь от одной точки доступа к другой. Задачки эти простые, хотя парочка заставила-таки изрядно поломать голову. Возможность тюнинга автомобилей почему-то осталась, но за всю игру надобности в этом занятии не возникло ни разу.
Всегда есть другой путь
Смена жанра отразилась на побочных миссиях. Карта, как в старые добрые времена, усеяна тучей отметок, но сами квесты переделаны в угоду активного использования суперспособностей. Исчезли наркотрафик, атака с вертолета, тигровый эскорт и прочие состязания, завязанные на управлении автомобилем, а все заказные убийства и кражи машин изначально отмечены на карте.
На смену ушедшим пришли гонки на суперскорости по контрольным точкам, забава наподобие Audiosurf, прыжки по платформам и бойцовский клуб, а из старых без изменений остались разве что страховое мошенничество, танковый и другие виды погромов. Задания стали проще, но у них появились ранги: бронза, серебро и золото. Чем лучше выступили, тем больше денег и репутации получили.
Миссии основного сюжета запоминаются не так сильно, как в Saints Row: The Third, и дело не только в том, что зачастую они проходят во вселенной, где недоступны ни суперспособности, ни часть вашего арсенала. Создатели сделали серьезную ставку на сюжет, раскрытие характеров персонажей и тайн их прошлого, а это значительно повлияло и на миссии, а точнее, их ограниченность.
Четвертая часть не удивляет, и с этим ничего не поделаешь. Здесь уже не воскликнешь «ух ты!», когда герой прошибает лобовое стекло самолета и оказывается внутри, а затем отстреливается от бандитов в свободном падении. В Saints Row IV вы мчитесь с бешеной скоростью по улице, вихрем сметая машины, столбы и прохожих, бросаетесь автомобилями и ударом кулака содрогаете почву — и это выглядит обычно, нормой.
Еще одна значимая проблема — заниженная сложность. Создатели изрядно пошутили, назвав ранги easy, medium и hardcore, правильнее было бы сказать «для амеб, домашних животных и младенцев». В третьей части тоже можно было стать Богом, под конец получив даже полный иммунитет от пуль, но до этого сложность была, денег на улучшения всегда не хватало и распоряжаться ими нужно было с умом.
В Saints Row IV максимальный уровень был получен мною уже в середине игры, а умирать доводилось разве что в кат-сценах, где следовало на скорости уворачиваться от препятствий. Попав в передрягу, здесь всегда можно одним прыжком уйти из-под огня, окопаться на крыше и просто скидывать неприятеля вниз, а затем переждать, пока раны заживут. Равноценных врагов Volition тоже не придумали: бойцы с такими же суперспособностями попадаются, но лишь по сюжету. Очень не хватает аналога неуязвимых агентов из «Матрицы».
Игровой процесс можно назвать примитивным и легким, но отнюдь не скучным. Пока летите на миссию над ночным Стилпортом (а ночь здесь всегда), собираете кластеры, устраиваете беспредел на дороге, выносите блокпосты пришельцев — все это рано или поздно надоест, но случится это не так быстро, как в других играх жанра: в том же Prototype такого разнообразия не было и в помине.
Тест на консольность: быстрое сохранение — нет; регенерация здоровья — есть (прокачивается как навык); укрытия — нет; ограничение переносимого оружия/патронов — есть/есть (бесконечный боезапас прокачивается); QTE — есть (мало). Диагноз: консольная игра с некоторыми оговорками.
Правда, любоваться окрестностями, пролетая над небоскребами, выйдет с трудом — графически игра осталась на уровне предшественницы, а она даже в свое время не блистала. Есть вопросы и к оптимизации: иногда после сворачивания через Alt+Tab происходящее превращается в слайд-шоу, случаются и беспричинные зависания, хоть и не так часто, чтобы это было навязчивой проблемой. К чему не придраться, так это к музыке: достаточно отличных лицензированных композиций, а радио работает даже вне машин.
Все начинается с выбора
Если вы ждали выход дополнения Enter the Dominatrix, возьмите на заметку, что это весьма дорогое времяпровождение — за 150 рублей мы получим всего пять миссий продолжительностью не более часа. Для игропрома такие расширения — уже норма, но если сравнивать работу Volition с сюжетными добавками для Borderlands 2 аналогичной стоимости, итог будет не в пользу «Святых».
Зато в плане оригинальности разработчики превзошли всех, ведь фактически перед нами не DLC, а вырезанные сцены из Saints Row IV, где сами герои в интервью дают объяснения на камеру и комментируют события. Расскажут даже о причинах, почему этот контент не попал в релиз.
Начнется все с, как и положено, альтернативной (вырезанной) концовки. Эта миссия похожа на финал основной игры, только вы без суперспособностей, а в конце вас ждет пародия на битвы с «боссами». Остальная часть рассказа посвящена вышедшей из-под контроля программе Dominatrix, надумавшей поработить виртуальную реальность. Это явная аллегория на персонажа Хьюго Уивинга, но вышла она не очень убедительной: ощущения опасности, вызова и сложности в четвертой части как не было, так и нет.
Геймплей дополнился полетом на космическом корабле, гонками на рикшах и даже поездкой верхом на динозавре. Количество юмора и пародий на минуту времени по-прежнему зашкаливающее, но малая продолжительность быстро напоминает о себе. Как только вы начинаете думать, что достаточно размялись перед основным действием, оказывается, что игра как таковая уже закончилась.
В остатке — обычный фан-сервис. Вернули еще парочку персонажей: сутенера Займоса из Saints Row: The Third и механика Донни, знакомого еще по первой части франшизы. Добавили три вида оружия (миниган, огнемет и барабанный гранатомет) и десять новых достижений.
Дополнение Enter the Dominatrix уместнее было бы включить в коллекционные издания игры или выдать в качестве бонуса за предварительный заказ, поэтому и вынести вердикт по меркам оценивания аддонов проекту не выйдет. Если вы не большой любитель этой вселенной, лучше дождаться распродаж — тогда паритет между ценой и качеством придет в норму.
Заключение
Пока вы лавируете между высоток, расталкиваете транспортный поток и играете в боулинг живыми мишенями — игра увлекает. Процесс интереснее результата — это уже достижение, а значит, авторы в очередной раз справились со своей задачей. Но стоит оглянуться на проведенные за игрой два-три десятка часов, как вы и не вспомните, чем все это время занимались. Веселились, беспредельничали, и только.
Игра не оставляет послевкусия. В ней нет зерен какого-то глубокого смысла или скрытых посылов, ее история не станет предметом ожесточенной полемики, и вы вряд ли захотите в этот мир вернуться, когда закроете все испытания и соберете коллекционные предметы. Saints Row IV — игра-аттракцион, сатирический взгляд на современную культуру, и это скорее достоинство, чем недостаток.
Разработчикам удалось создать лучшую игру о супергероях последних лет (к Брюсу Уэйну еще вернемся, но это не супергерой). Этот успех преуменьшается отсутствием конкурентов в жанре, но начало положено. Беспокоит лишь дальнейшая судьба серии: после такой переориентации снова принять обычную песочницу будет непросто, да и есть ли еще куда расти?
Вердикт: четвертая часть получилась максимально непохожей на остальные, но такой же качественной, динамичной и веселой. Отдушина для тех, кто устал от серьезных игр.
Оценка: 8.8.
Между строк. До релиза не верилось, что у Volition получится удивить второй раз кряду — слишком хорошей и в какой-то степени революционной вышла третья часть. Удивить и не получилось, что не помешало с удовольствием играть и наблюдать за новыми приключениями банды с Третьей улицы. Но дальше что? «Святые» улетят покорять галактику, а мы увидим пародию уже на «Звездные войны» и Mass Effect?
- Saints Row IV: тестирование производительности
Тестирование восемнадцати видеокарт и шестидесяти трех процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры Saints Row IV на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила