GRID 2: рецензия
реклама
Оглавление
Вступление
Жанр гоночных игр сравним с изобразительным искусством – одни восторгаются полотнами великих художников, считая их божественными, другие видят на картинах непонятную абстракцию и удивляются, что кто-то считает иначе. И речь не о том, что кто-то любит гонки, а кто-то, соответственно, не любит – даже в кругах ценителей случаются конфликты интересов и мнения звучат диаметрально противоположные.
Burnout Paradise, Driver San Francisco, Split/Second – редкие бриллианты на фоне серости, наводнившей некогда популярный жанр. Не сказать наверняка, почему хорошие гонки перестали выходить; не получается у нынешних деятелей сделать достойно и все тут, а Codemasters – одна из компаний, попавших в эпицентр этой лихорадки. Пора выяснить, что изменилось с выходом GRID 2.
– Как же я куплю ее, без денег-то?
– А кто сказал, что ее нужно покупать?
«Mafia II» (2010)
Повелитель YouTube
реклама
В игровой индустрии давно сложился стереотип: если игра о нелегальных перегонах и жизни уличных гонщиков — это обязательно аркада. Такой подход не лишен смысла, ведь тема неоновых огней и конфликтов с полицией ближе современной молодежи, чем история о том, как очередной гонщик вышел из грязи в чемпионы, а в коробках передач и еще куче надстроек аудитории возиться накладно.
С официальными гонками, всяческими «формулами», «ралли» и «Дакарами» все иначе. Городские проспекты заменяются специально оборудованными трассами, а гонки за амбиции уступают место легальным состязаниям с призовым фондом. В такой обстановке и рождаются симуляторы, поскольку на первый план выходит реализм, от детальнейшей проработки гоночных треков до правдоподобной модели вождения.
Стремление объединить аркаду и симулятор в одной игре – то же самое, что бороться за мир во всем мире: с большой вероятностью не выйдет угодить ни тем, ни другим. Совместить теплое с мягким удалось разве что создателям Mafia II и Grand Theft Auto IV – в этих играх автомобили не были приклеены к дорожному покрытию, звучали и ощущались правдоподобно, да и управление нареканий не вызывало.
Образцом полуаркады в «профильных» играх жанра стали серии Shift и GRID. В дилогии Slightly Mad Studios нам предлагали помощь в прохождении поворотов и отрисовку идеальной траектории пути, а Codemasters сделали перемотку времени, чтобы в случае аварии можно было повторно проехать проблемный участок, исправив собственные ошибки.
Но все эти находки в обоих проектах работали только на начальных уровнях сложности, поэтому для любителей трудностей игры превращались в самый настоящий симулятор: не такой дотошный, как у шведов из SimBin, но вызов был, причем для игроков без хорошего руля он был непосильным. Исправили ли создатели GRID свои ошибки в сиквеле? Отчасти да, но об этом позже.
GRID 2 – это история о таланте очередного безымянного гонщика, может, даже и вашем, если припишете альтер-эго собственные имя и фамилию. В играх Codemasters спокон веку сюжеты именно такие – начинаете с региональных соревнований, завоевываете призовые места и упорно продвигаетесь по карьерной лестнице, участвуя в более престижных турнирах.
реклама
От серии DiRT здешняя кампания отличается тем, что копите вы не деньги или репутацию, а фанатов – подписчиков на канале YouTube. Чем чаще вы участвуете в гонках и побеждаете, тем сильнее люди тянутся к вам, а это открывает доступ к новым состязаниям и наградам, а также делает вас на шаг ближе к организации собственного чемпионата. Кто-то спросит «Где здесь логика?» и будет прав, но это лучше, чем абстрактные уровни и шкала прокачки.
Понятия «деньги» в кампании вообще нет: автомобили открываются по мере прохождения карьеры или выигрываются в гонках, где нужно пройти маршрут за заданное время. В ремонте наши четырехколесные друзья не нуждаются, а декали и прочие настройки внешнего вида бесплатные, доступны изначально в меню выбора машин.
Чтобы сдвинуть сюжет с мертвой точки, достаточно завершать гонки в тройке лидеров, где место влияет на количество новых подписчиков. Увеличить фанатскую любовь помогут и спонсорские задания. Перед каждым этапом соревнований вы можете подписать до трех контрактов с компаниями: каждая из них выдаст особое условие вроде езды с определенной скоростью или победы в состязании, а в случае успеха подкинет еще толпу зевак в вашу коллекцию поклонников.
Прохождение карьеры затянется на пять сезонов, каждый из них состоит из отборочного этапа и чемпионата World Series Racing. Чтобы открыть новые гонки, не обязательно участвовать во всех соревнованиях – все упирается в число подписчиков, так что достаточно победить в двух-трех гонках и сразу перейти на следующий этап, а не проходить все заезды последовательно.
По мере повышения известности будет меняться и ваш гараж (он же меню игры) – как внешне, так и возможностями. Если начинаете вы в скромном помещении, то в дальнейшем переселитесь в просторный ангар с экраном на всю стену и полкой для наград. После первого сезона вы также сможете переиграть уже пройденные гонки из прошлых соревнований, чтобы улучшить результаты и открыть пропущенные машины.
Продолжительность карьеры не измерить в часах (зависит от сложности и ваших навыков), но по ощущениям игра заметно дольше, чем первая часть. От малоприметных машин до спорткаров и суперкаров, от улочек Чикаго и загородных дорог Калифорнии до проспектов Парижа, Барселоны и юго-восточной Азии – судьба закинет амбициозного карьериста в разные уголки мира и за руль всяческих тачек.
Без тормозов
Важнейшие элементы любой гоночной игры – модель вождения и удобство управления. Все это не оценить по рекламным роликам, где акцент делается на сочной картинке, об этом тяжело делать выводы со слов очевидцев, ведь у каждого свое видение идеальной игры, навыки и требования к сложности, поэтому одних может все устроить, других нет.
По сравнению с предшественницей GRID 2 стала легче. Впрочем, нет, это неправильное слово — честнее сказать, удобнее. В первой части нужно было отрабатывать движения чуть ли не для каждого поворота, особенно на сложных трассах вроде Нюрнбургринга, теперь же управление более интуитивное, и вы сможете познавать его азы уже в процессе соревнований.
К примеру, в сиквеле тормозной путь, необходимый для удачного прохождения поворотов, сократился минимум в два раза – достаточно на пару секунд зажать ручник и даже повороты на 90 градусов перестанут быть проблемой. На начальной сложности можно и вовсе ехать, вдавив газ в пол и отпуская лишь на поворотах, заходя в них по широкой траектории.
А вот любителей покорять hard и very hard ждет подвох. Если планируете форсировать наивысшие сложности, смиритесь с мыслью, что их не пройти без умения отправлять машину в управляемый занос – только так можно сэкономить время, сократить разрыв и обогнать соперников. А обгонять придется, ведь никаких квалификационных заездов не предусмотрено и вы чуть ли не всегда начинаете с предпоследней строчки или в середине пелотона.
реклама
Выбор сложности влияет исключительно на поведение соперников и не затрагивает управление. Система на удивление примитивна, ведь разница между рангами определяет лишь количество доступных «повторов» и то, сколько времени потратят боты на прохождение трассы. Так, первую же гонку в Калифорнии на easy лидер обычно проходит за 1:44, а на very hard — за 1:31-1:33.
На стадии продвижения игры активно обсуждался инновационный ИИ, способный «мстить» игроку, если мы начнем вести себя на трассе по-пижонски, толкаясь или подрезая оппонентов. Отчасти ожидания сбылись: изначально все гонщики настроены нейтрально и предпочитают «чистые» обгоны, но если пару раз кого-то двинуть в борт, ИИ также не станет церемониться и поведет себя куда агрессивнее.
Увы, на серьезные уловки соперники не способны: максимум зацепят ваше авто при обгоне и вы вылетите с трассы – попыток тарана или умышленных ударов с целью вывести из игры мне увидеть не удалось. Да и грязная борьба не приносит плодов – машины ботов словно приклеены к асфальту и даже сильнейший удар не нанесет им ощутимого вреда, не говоря о попытках вывести их из строя.
Физика столкновений – главный недостаток игры. Отвалившийся бампер и поцарапанный борт — вот и все, что может случиться с авто других гонщиков, чего не скажешь о собственном автомобиле: одно неосторожное движение легко отправляет в кювет, а парочка жестких столкновений с заграждением деформирует кузов и неутешительно скажется на ходовых качествах.
К слову: однажды в дуэльной гонке мне удалось подловить соперника так, что он выехал на обочину, налетел на кочку и, сделав парочку пируэтов в воздухе, с грохотом приземлился на трассу «вверх ногами». Победа в кармане? Отнюдь. Отчаянный гонщик не только продолжил заезд, но и догнал меня секунд за двадцать. Catch up в действии – бессмысленный и беспощадный.
Еще одно разочарование — шаблонный ИИ. Дело не в сложности, просто соперники не создают ощущения борьбы на трассе, будто они едут по своим делам и в силу ряда причин едут быстрее, чем вы. Массовых аварий без вашего участия практически не возникает, лишь раз за несколько часов игры я увидел, как оппонент не вписался в поворот и его машину развернуло на обочине.
А вот звук и музыкальное сопровождение оставляют приятные впечатления. У каждой машины свой «голос», они по-разному звучат при езде на разных типах поверхности. Саундтрек не сравнится с музыкой из Need for Speed: The Run, но порадует несколькими динамичными треками. Жаль, не все соревнования оснащены фоновой музыкой и чаще всего вы слушаете лишь шум мотора.
Обязательная программа
Рассказ о типах соревнований в GRID 2 не обойдется без шаблонных фраз и констатации очевидного – слишком уж обычными вышли режимы игры, особенно для тех, кто интересуется жанром не первый год. Оригинальные состязания встречаются, но их роль отнюдь не ключевая.
Костяк GRID 2, как и любой другой раллийной дисциплины, – кольцевые гонки (Race). Где бы вы ни находились, в городе, на природе или автодромах «Формулы», вам предложат заезд на пару-тройку кругов в компании семи других водителей. Правила просты: победителю – победа и признание фанатов, а чтобы просто завершить этап и пройти дальше достаточно места в тройке лидеров.
Второй по популярности режим одиночной кампании – это дуэльные гонки (Face off). Восьмерку пилотов делят на пары и отправляют на трассу, чтобы выявить сильнейшего. Соревнование проходит один круг, победитель выходит в следующий раунд (полуфинал и финал), а проигравший заканчивает выступление. При идеальном раскладе это три отдельных гонки и каждую из них можно переиграть в случае неудачи.
В кольцевых состязаниях есть несколько подрежимов. Endurance — соревнование на выносливость, где побеждает тот, кто пройдет большее расстояние за указанный срок. Это те самые кольцевые гонки, только ограничены они таймером, а не кругами, ведь в любом случае победа за тем, кто обгонит оппонентов.
Схожий режим посвящен езде по контрольным точкам (Checkpoint). Время в этой гонке ограничено, но проезд через отмеченные зоны добавляет к таймеру дополнительные секунды. Сложность и хитрость в том, что недостаточно просто успеть вовремя, нужно еще и обогнать соперников – время выйдет в любом случае, поэтому на подиум попадут те, у кого лучше километраж.
Для тех, кто не в восторге от сражений с оппонентами, приготовили серию состязаний с таймером. В гонках на быстрейший круг (Time Attack), как в биатлоне, вы стартуете на определенном расстоянии от других гонщиков, а на пьедестал попадают те, кто хоть один раз пройдет маршрут быстрее остальных.
Во втором сезоне вам предстоит осваивать гонки на выбывание (Eliminator). Это не та забава, где машины запирают на арене, а победителем становится последний оставшийся на ходу, в GRID 2 правила демократичнее: вы участвуете в обычной гонке, но каждые двадцать секунд аутсайдер выбывает из состязания, до тех пор, пока на трассе не останется одна машина. Подобное было в Split/Second и DiRT 2.
В игре, где управляемый занос на поворотах только поощряется, не могли обойтись и без «профильного» соревнования. В режиме Drift вы зарабатываете очки, выполняя чистое скольжение на поворотах: чем дольше занос – тем больше баллов. Выезд на обочину или столкновение обнуляют счетчик, если занос был выполнен не до конца, хотя для победы часто хватает одного удачного поворота.
Не обделили и любителей аккуратной езды. Заезд Overtake, где вы соревнуетесь с другим гонщиком, объезжая пикапы, наверняка попортит вам немало нервов. За обгоны вам начисляются баллы, а если они последовательные — очки умножаются в два раза. Если же съехать на обочину или столкнуться с препятствием — множитель сбрасывается. Победу празднует тот, у кого выше итоговый счет.
Последний режим (Touge) напомнит вам единоборства в каньоне Карбон. Это дуэльная гонка, сводится она к тому, чтобы опередить соперника на пять секунд. Но если в Need for Speed Carbon частенько удавалось схитрить, столкнув оппонентов с трассы, то здесь подобный фокус не сработает – за малейший контакт с чужой машиной вас дисквалифицируют.
Плановый пит-стоп
Еще до выхода GRID 2 разработчики обещали сделать мультиплеер автономным режимом игры, независимым от одиночной кампании. Так и вышло: вам необязательно играть с ботами, чтобы открыть машины или получить какие-то новые возможности — в сетевой игре своя прокачка, машины, уровни и деньги. Только тачки из DLC будут доступны и там, и здесь.
GameSpy, чья ущербность сравнима только с Games for Windows Live, умер вместе с мультиплеером первой части; вам больше не нужны дополнительные учетные записи – все версии работают через Steam и автоматически синхронизируются с сетью RaceNet.
В мультиплеере доступны все виды соревнований из карьеры — можете сразу двигаться с места в карьер (да, это сравнение автолюбители не так поймут), завоевывая славу среди других гонщиков. За участие и призовые места в гонках вы зарабатываете опыт, а с ростом уровня приходят новые машины.
Деньги же нужны для тюнинга — это не косметические примочки (они бесплатны и в карьере, и здесь), а модернизации, влияющие на ходовые качества: улучшенная коробка передач даст прибавку к максимальной скорости, прокачанный движок приятно скажется на мощности. Для каждой машины доступны свои улучшения, причем для дорогих авто и цены на детали будут соответствующие.
Помимо состязаний с другими игроками, можете проверить свои силы и в серии испытаний. Это разнообразные задачи на медали, основанные на режимах из карьеры: пройти круг за указанное время, набрать столько-то баллов в обгоне грузовиков. Хорошая возможность заработать денег и опыт, если не очень любите PvP, но задания эти отнюдь не простые, особенно их «золотые» условия.
Чем-то необычным сетевая часть GRID 2 не запоминается. Интересно, но без изысков, а то, как долго мультиплеер будет держаться на плаву, покажет время и то, как активно создатели будут его поддерживать обновлениями и мероприятиями.
Недоработок тоже хватает. Автопоиск не фильтрует игроков по уровням, поэтому новички часто попадают в гонки к опытным водителям. Не все в порядке и с балансом: на «стоковой» тачке много не заработаешь, а на улучшения нужны деньги, поэтому если вы не виртуоз, опыт и валюта будут капать совсем медленно, даже в начале, когда суммы не такие большие.
Заключение
Не так уж просто объективно оценить игру, где все завязано не на качестве текстов и диалогов, проработке дизайна локаций и игрового мира, а на ощущениях вроде драйва, адреналина, напряжения и азарта борьбы. Гонки – слишком зависимый от эмоций жанр, их качество не выявить только взвешиванием фактов и возражений: это как та абстракция, где каждый видит свое.
GRID 2 – не та игра, где двойка в названии оправдана. Эволюция, развитие, соответствие современным стандартам, но едва ли что-то новое, способное восхитить или очаровать. Кроме отсутствующего вида из кокпита, сиквел ни в чем не уступает оригинальной игре, а местами ее превосходит, но все равно не получается назвать GRID 2 идеальной гонкой или приближенной к идеалу.
И не сказать, что это продолжение не было востребовано. Один лишь переезд на платформу Steam многого стоит, да и продолжительность говорит о том, что старались сделать на совесть. Как к издателю, к Codemasters лишь одна претензия — если уж взялись переводить игру на польский или бразильский португальский и заковываете ее в кандалы региональных ограничений, не забывайте перевести и для нас.
Вердикт: достойное продолжение серии и серьезная заявка на «гонку года». Претендовать на большее не позволяют отсутствие физики столкновений, инертные боты и catch up.
Оценка: 7.8.
Между строк. Грядет новая Forza, на подходе следующая часть Gran Turismo. Я не случайно «забыл» упомянуть эти серии в списке бриллиантов, просто целевая аудитория у проектов другая и между собой почти не пересекается. В контексте же нашей игровой платформы именно GRID 2 – гонка номер один этого года. Анонс новой части Need for Speed интригует, но вряд ли случится чудо и игра потеснит проект Codemasters.
- GRID 2: тестирование производительности
Тестирование тринадцати видеокарт и сорока одного процессора в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры GRID 2 на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила