GeForce4 MX против GeForce3 Ti200 и GeForce2 Ti
реклама
Я с детства мечтал разобраться, зачем нам нужны GeForce4 MX. Нет, с "полноценными" GeForce4 все понятно, это улучшенные и ускоренные GeForce3 и тут никаких сомнений нет. Но зачем выпускать улучшенный и ускоренный GeForce2, ака GeForce4 MX мне непонятно. С этими картами NVIDIA отступила от уже привычной схемы выпуска новых продуктов. Раньше делалось как: выпускалась карта TNT2 и такой же чип, но с меньшими частотами ядра и памяти и урезанной шиной - TNT2 Vanta. По такому же принципу были выпущены GeForce2 и GeForce2 MX - полнофункциональный продукт, но с меньшей производительностью и поэтому с меньшей ценой. Все понятно и никаких проблем при выборе видеокарты. Для чего же понадобилось выпускать не урезанную версию, а новый чип со странной архитектурой, включающей часть возможностей нового поколения видеокарт и только часть возможностей старого поколения? Где находятся GeForce4 MX в линейке видеокарт на чипах NVIDIA, выше GeForce2, или GeForce2 Titanium, или дотянутся до GeForce3? Вот в этом то мне и хочется разобраться.
Сейчас сложилась довольно интересная ситуация, когда на рынке присутствуют видеокарты нескольких поколений. До сих пор можно купить карты на чипах TNT2, но для геймера они уже не представляют никакого интереса и мы рассматривать их не будем. В качестве тестовых образцов для сравнения с новым GeForce4 MX мы выбрали самый последний чип из семейства GeForce2 - GeForce2 Titanium и относительно свежий GeForce3 Ti200. Чтобы было легче сравнивать, посмотрим на таблицу, включающую основные характеристики чипов.
Характеристики графических чипов | NVIDIA GeForce2 Ti | NVIDIA GeForce3 Ti200 / Ti500 | NVIDIA GeForce4 Ti4600 / Ti4400 | NVIDIA GeForce4 MX 460 / 440 / 420 |
Технология изготовления | 0.18 мкм | 0.15 мкм | 0.15 мкм | 0.15 мкм |
Тактовая частота работы ядра, МГц | 250 | 175 / 240 | 300 / 275 | 300 / 270 / 250 |
Тип видеопамяти | 128 бит DDR SDRAM | 128 бит DDR SDRAM | 128 бит DDR SDRAM | 128 бит DDR SDRAM / DDR SDRAM / SDRAM |
Частота работы видеопамяти, МГц | 400 (200 DDR) | 400 (200 DDR) / 500 (250 DDR) | 325 (650 DDR) / 275 (550 DDR) | 275 (550 DDR) / 200 (400 DDR) / 166 |
Количество пиксельных конвейеров | 4 | 4 | 4 | 2 |
Количество текстурных модулей в конвейере | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимальное количество текстур за 1 проход | 2 | 4 | 4 | 2 |
Полноэкранное сглаживание | FSAA 2x, 4x | FSAA 2x, 4x, MSAA 2x, 4x, Quincunx | MSAA 2x,4x, Quincunx, 4xS | MSAA 2x, 4x, Quincunx, 4xS |
Аппаратный блок T&L | есть | есть | есть | есть |
Аппаратная поддержка вершинных шейдеров | нет | есть, версии 1.1 | есть, версии 1.1 | есть, версии 1.1 |
Аппаратная поддержка пиксельных шейдеров | нет | есть, версии 1.0, 1.1 | есть, версии 1.0 - 1.3 | нет |
Технологии HSR и повышения эффективности работы c видеопамятью | кэширование данных | Расщепленный контроллер памяти (4x32бит), Z-тест, сжатие Z-буфера без потерь, кэширование данных | Расщепленный контроллер памяти (4x32бит), Z-тест, сжатие Z-буфера без потерь, быстрая очистка Z-буфера, подготовка банков памяти, кэширование данных | Расщепленный контроллер памяти (2x64бит), Z-тест, сжатие Z-буфера без потерь, быстрая очистка Z-буфера, подготовка банков памяти, кэширование данных |
Поддержка мультимониторных конфигураций | нет | нет | есть - 2 встроенных CRT-контроллера и RAMDAC | есть - 2 встроенных CRT-контроллера и RAMDAC |
Поддержка цифровых мониторов | Внешний TMDS-трансивер сторонних производителей | Внешний TMDS-трансивер сторонних производителей | Два встроенных TMDS-трансивера | Два встроенных TMDS-трансивера |
Поддержка TV-Out | Внешний TV-encoder сторонних производителей | Внешний TV-encoder сторонних производителей | Встроенный TV-encoder | Встроенный TV-encoder |
Поддержка аппаратной декомпрессии DVD | нет | нет | есть | есть |
Протестированные платы
Первая, из сравниваемых карт, основанная на чипсете GeForce3 Ti200 видеокарта от VisionTek Вам хорошо знакома, потому что является непременным участником наших лабораторных исследований. На самом деле, у нее есть имя VisionTek Xtasy 6564.
реклама
Плата укомплектована 64 Мб памяти Hynix со скоростью доступа 5 нс, ее скорость работы 400 МГц, а ядро работает на 175 МГц. Разогналась карточка просто отлично, частота ядра составила 250 (!) МГц, а память заработала на 460 МГц.
Как образец платы на чипах GeForce 2 Titanium мы взяли видеокарту той же фирмы VisionTek Xtasy 5864.На карте стоит такая же, как и на VisionTek GeForce3 Ti200 пятинаносекундная память от Hynix и в том же количестве - 64 Мб. Частота работы памяти 400 МГц, а ядра 250 МГц. Следует помнить, что GeForce2 Titanium представляет собой уже разогнанный GeForce2 и ждать феноменального разгона от этих карт бессмысленно. Максимальная частота ядра, на которой карточка безглючно работала, составила 270 МГц, а память разогналась всего до 440 МГц. Опять же хочу напомнить, что стандартная рабочая частота памяти со скоростью доступа 5 нс составляет 200 МГц DDR или 400 МГц.
Главный герой нашего обзора - Leadtek GeForce4 MX 440 А170.
Плата сделана на сами знаете каком чипсете и укомплектована 64 Мб 4-наносекундной памятью от Samsung. Как рекомендовано NVIDIA, карта работает на частотах ядра/памяти 270/400 МГц. Ядро разогналось очень неплохо до 330 Мгц, а вот память подкачала. При нормальной рабочей частоте для 4-наносекундной памяти 500 МГц, нам удалось догнать ее только для 520 МГц, хотя общий прирост со стандартных 400 до 520 МГц неудачным назвать нельзя.
реклама
Результаты тестирования
Тестовая система:
- Мать - Asus P4B266 рев. 2.01 на чипсете Intel 845D "Brookdale" (BIOS версии 1005)
- Память - 256 Мбайт PC2700 DDR SDRAM от Samsung
- Процессор - Intel Pentium 4 2.0A
- Хард - IBM DJNA-371350
- Операционная система - Microsoft Windows XP (Detonator 27.42)
В Windows, чтобы не тормозить систему, была отключена функция System Restore и графические навороты, в разделе Performance был выбран пункт Adjust for best performance. В драйверах отключалась вертикальная синхронизация в Direct3D и OpenGL. Каждый тест проводился три раза, результаты усреднялись, если значение сильно отличалось от остальных, оно отбрасывалось и бенчмарк запускался дополнительный четвертый раз.
Самый распространенный и достаточно правдивый тест в Direct3D - это 3DMark2001 SE. Тестирование проводилось при установках по умолчанию, т.е. разрешение 1024х768, Pure D3D Hardware T&L в двух вариантах: разогнанные видеокарты и, для сравнения, те же карты на стандартных частотах.
Да, GeForce2 Titanium даже близко не подбирается к видеокарте на базе GeForce4 MX 440, ни в разогнанном состоянии, ни, тем более, на стандартных частотах. Но точно такое же положение и у самой GeForce4 MX 440 по сравнению с GeForce3 Ti200. И это несмотря на гораздо более низкие частоты работы ядра и памяти у Ti200!
На роль "реального" игрового теста в Direct3D был выбран Max Payne. Больше половины тестов было проведено на Serious Sam SE, но недостоверность результатов вынудила отказаться от его использования в качестве бенчмарка. Как известно, Max Payne не имеет встроенной системы замера производительности, но наши немецкие товарищи с сайта 3DСenter исправили эту ошибку. Достаточно скачать небольшой набор бенчмарков, прочесть и точно следовать несложной инструкции, опубликованной на сайте и в Вашем распоряжении вполне точная тестовая система. Использовалась русская версия Max Payne 1.0, трилинейная фильтрация, 32-битные текстуры. Антиалиасинг и звук выключены, все установки выведены на максимум, кроме Свойств материалов. При установке этих самых свойств на максимум, игра почему-то вываливалась. Все тесты проводились в 32-битном цвете и разных разрешениях.
Как вы можете видеть, эти тесты полностью подтверждают результаты, полученные в 3DMark2001 SE. GeForce2 Titanium полностью безнадежен, а разогнанной GeForce4 MX 440 удалось только приблизится в разрешении 1280х1024 к работающей на стандартных частотах GeForce3 Ti200.
Что же покажут тесты в OpenGL? В качестве бенчмарка использовался достаточно старый, но еще не потерявший актуальности Quake 3 Arena версии 1.30. Прилагающаяся к патчу 1.30 демка Four, крутилась в режиме High Quality, 32-битном цвете и разрешениях 1280х1024, 1024х768 и 800х600.
Только здесь разогнанная GeForce4 MX 440 смогла немного обогнать неразогнанную GeForce3 Ti200 в высоких разрешениях, а разогнанную Ti200 не смог обогнать никто и она осталась непобежденной во всех тестах.
Выводы
реклама
Таким образом, мы выяснили, что GeForce4 MX 440 может вполне заменить любую видеокарту семейства GeForce2, раз она без проблем обгоняет GeForce 2 Titanium и, кроме того, обладает рядом недоступных GeForce 2 возможностей. Совсем другое дело получается с GeForce3 Ti200. GeForce4 MX 440, во-первых, медленнее, а во-вторых, не имеет поддержки пиксельных шейдеров. Это пока не имеет никакого значения из-за отсутствия использования этих самых шейдеров в современных играх, но со временем должно сыграть свою роль. Единственное, что отличает GeForce4 MX 440 от GeForce3 Ti200 в выгодную сторону - это цена. На сегодняшний день покупка карты на базе GeForce4 MX - уникальная возможность менее чем за $150, а то и за $100-120, получить почти полный набор современных видеотехнологий и неплохую производительность, наилучшее соотношение между ценой и качеством. Я не говорю о GeForce4 MX 420, которые должны быть гораздо медленнее, по цене и производительности не слишком отличаться от GeForce2 MX и придти им на замену, но "вживую" я их пока не видел. Другое дело - GeForce4 MX 460, которых я тоже не видел, но об их производительности можно косвенно судить, глядя на результаты разогнанной GeForce4 MX 440. Смотрите в таблицу, номинальные частоты ядра/памяти GeForce4 MX 460 составляют 300/550 МГц, а наша разогнанная GeForce4 MX 440 выдала 330/520 МГц. Глядя на эти цифры можно предположить, что по производительности наша разогнанная GeForce4 MX 440 примерно соответствует GeForce4 MX 460, работающей на стандартных частотах. Значит, неразогнанная GeForce4 MX 460 не сможет добраться до Ti200. Теперь о разгоне: вряд ли GeForce4 MX 460 будет хорошо разгоняться, ведь у нее и так достаточно высокие частоты. Ядро может раскочегариться до тех же 320-330 МГц, а память, в зависимости от времени доступа, до 590-610 МГц. Таким образом, в лучшем случае GeForce4 MX 460 сможет показать близкую к GeForce3 Ti200 производительность, может даже обгонит в некоторых тестах, но, повторяю, все будет зависеть от разгонного потенциала этих плат. Остается только дождаться появления GeForce4 MX 460 и GeForce4 MX 420 в продаже и сравнить предположения с результатами тестов в нашей лаборатории.
Теперь о причинах выпуска абсолютно новой версии чипа GeForce4 MX вместо привычно урезанного по шине GeForce4 или GeForce3. Скорее всего, производительность такой кастрированной версии была бы недостаточна из-за малой пропускной способности памяти. Не будем забывать компанию ATI, которая в последнее время наступает на пятки NVIDIA со своими новыми чипами. А производительность такого же чипа, как GeForce4 или GeForce3, но работающего на сниженных частотах, легко поднять разгоном и установкой более быстрой памяти. При этом новые МХ-ы стали бы впрямую конкурировать со своими старшими собратьями, чего NVIDIA тоже допустить не могла. В результате ей пришлось для ограничения функциональности конструировать совершенно новый чип. Разумеется, это тоже только мои предположения, проверить которые мы никак не сможем. Зато можем поделиться своими соображениями в конференции. Добро пожаловать!
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают