Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Сообщения о начале производства процессора Godson-II, разработанного китайскими инженерами и учёными, вызывали определённый интерес к данной теме. На тот момент об архитектуре китайской разработки было известно крайне мало, поэтому сведения ограничивались только упоминаниями о разрядности ядра (64 бита) и уровне производительности (не отстаёт от работающего на сопоставимой частоте Pentium III). Симпатизирующие китайцам читатели испытали некоторую гордость за эту страну, задающую хороший пример для подражания другим государствам в части темпов развития экономики и промышленности.

Настораживал только один фактор - для китайской промышленности исторически был характерен путь заимствования технологий и торговых марок западных производителей, и не всегда это заимствование было легальным и открытым. Многие из нас помнят, как в начале девяностых годов радиорынки были завалены магнитофонами Powasonic и кроссовками Abibas. Желание "выехать" на чужой популярности позволяло признавать эту продукцию поддельной, однако уже через несколько лет крупнейшие производители бытовой техники и электроники открыли в Китае абсолютно легальные заводы, изготавливающие качественную продукцию. Вот только имидж китайской техники был изрядно подпорчен пресловутыми дешёвыми подделками, поэтому к лейблу "Made In China" многие до сих пор относятся с недоверием.

Следует заметить, что китайцы с фантастической скоростью осваивают и такие ресурсо- и наукоёмкие отрасли промышленности, как автомобиле- и машиностроение. Ещё недавно большинство производств подобного профиля использовало технологии и оборудование советского происхождения - несколько десятилетий назад это диктовалось политическими соображениями. В результате производимые в Китае транспортные средства предназначались преимущественно для ведения военных действий. Однако, с открытием границ для японских и западных производителей китайское машиностроение преобразилось - многие агрегаты и целые платформы уже выпускаются абсолютно легально, по лицензии. Правда, в части дизайна и маркетинга развитие местного автомобилестроения осуществляется с местной спецификой: популярные модели автомобилей известных производителей сначала копируются внешне, затем переносятся на местную недорогую унифицированную платформу, избавляются от "ненужных" опций типа ABS и подушек безопасности... Наконец, клону присваивается похожее на оригинал имя, чтобы покупатель не сомневался, что перед ним "точной такой же, только китайский, и гораздо более дешёвый" автомобиль.

реклама

Самым ярким примером "автоплагиата по-китайски" принято считать универсал повышенной вместимости Xinkai SR-V, который копирует внешность и название популярного в нашей стране кроссовера Honda CR-V. Они изображены на фотографии: китайский клон слева, японский оригинал справа.

Хотя технически это два разных автомобиля (китайский вариант построен на платформе заднеприводного пикапа и избавлен от многих фирменных решений, которыми может похвастать Honda), внешне они весьма похожи. Разумеется, что среди покупателей SR-V находится много тех, для кого автомобиль является частью имиджа, однако амбиции в своём росте опережают финансовые возможности. На нашем рынке китайский клон CR-V стоит в полтора-два раза дешевле оригинала.

Ещё один пример "мимикрии по-китайски" - это автомобиль компактного класса Chery QQ, успешно подражающий Daewoo Matiz:

Примеров можно привести с пару десятков, но наш сайт всё же освещает несколько другую тематику. Нам просто хотелось бы показать, что китайская промышленность в своём развитии не ищет сложных путей, начиная с подражания известным и популярным решениям. В этом не было бы ничего плохого - корейский автопром в своё время начинал с подобных шагов, а сейчас уже выбивается в мировые лидеры, но... Китайцы не всегда учитывают интересы правообладателей оригинального решения. Со всем напором миллиардной толпы они сначала шагают в пропасть, и уже в падении думают, где бы достать парашют :). Лучше тратиться на судебные издержки и юридические уловки, чем платить лицензионные отчисления.

Вот и в области полупроводниковой промышленности китайцам не удалось создать имидж самостоятельной державы. Дело в том, что на прошедшей неделе аналитическое агентство In-Stat опубликовало информацию об истинном происхождении китайского народного микропроцессора Godson-II, который в некоторых источниках поэтично назывался "парящим драконом". Процессор оказался "имитацией" чипа MIPS R10000, который был разработан в 1995 году американской компанией MIPS Technologies, и нашёл применение в графических станциях Silicon Graphics. "Парящий дракон" оказался на 95% совместимым с архитектурой MIPS. Характерно, что MIPS Technologies не имеет никакого отношения к созданию китайского процессора Godson-II, так что судебные разбирательства могут последовать.

Этот же ресурс заявляет, что уровень развития китайской полупроводниковой промышленности отстаёт от передовой мысли местных инженеров, из-за чего реализовать все замыслы в кремнии на родине разработчикам не удаётся. Впрочем, заказы на изготовление процессоров можно размещать на зарубежных фабриках, коих в Юго-Восточной Азии предостаточно. Со временем Китай может начать экспорт процессоров собственной разработки, используемых в бытовой электронике. Наверняка в какой-то перспективе можно будет говорить и о появлении собственных разработок китайской индустрии для персональных компьютеров. И никому не будет дела до того, что начинали китайцы с копирования чужих разработок. Ведь победителей не судят :).

Сейчас обсуждают